Неразгаданная загадка большевистского Цезаря: Сталин заставлял свой народ быть героями
Сталин правил почти 30 лет, при нем родились два поколения граждан. Перед похоронами мозг вождя извлекли и передали на хранение в Институт мозга, где ученые исследовали его на предмет отличий от мозга обычных людей. Сейчас это кажется странным, но тогда было нормальным. Пока с телом Сталина работали врачи, его любимый мундир отправили в химчистку, заштопали, пришили к нему погоны генералиссимуса и золотые пуговицы. Да, самый влиятельный политик мира середины ХХ века ходил в старом мундире и стоптанных сапогах. В момент смерти на нем было старое солдатское белье...
Тело вождя лежало в Колонном зале Дома союзов. На прощание с ним пришли сотни тысяч людей, к Дому выстроились многокилометровые очереди. Надо понимать, что Сталин не очень активно ездил по стране. Телевидение тогда распространено не было. Поэтому люди понимали, что увидеть Сталина хотя бы в гробу — их единственный шанс лицезреть историческую личность. Как результат, случилась давка. Точное количество ее жертв до сих пор не установлено: от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.
Этот факт можно оценивать двояко. Кто-то говорит, что смерть людей на похоронах Сталина — событие знаковое. Мол, как правил, так и ушел. А кто-то считает, что знак был иным: люди понимали, что прощаются с исторической личностью, легендой, о которой можно рассказать внукам, и шли в толпу, даже рискуя жизнью. Кем стал для России Сталин? Пока есть наша страна, будут и споры. Как и по поводу Ивана Грозного, Петра I, Ленина. Очевидно одно: Сталин был титаном. Он «принял» страну с сохой, а «сдал» с ядерной бомбой.
И тот факт, что нас сейчас не может победить весь коллективный Запад, — заслуга и Сталина в том числе. Его называют сатрапом и палачом собственного народа, и это во многом правда. Но при Сталине — несмотря на Великую Отечественную, ГУЛАГ и расстрелы, — численность населения Советского Союза увеличилась на 41 миллион человек! При Сталине было построено более 1500 крупнейших индустриальных объектов, в том числе ДнепроГЭС, Уралмаш, ГАЗ, ЗИС, заводы в Магнитогорске, Челябинске, Норильске, Сталинграде. Да, строили порой буквально на крови. Но у СССР не было другого ресурса для промышленной революции.
Сталин заставлял свой народ быть героями — что на великой войне, что в великом труде. Он и сам был великим. «Я солдат на маршалов не меняю», — сказал он о сыне Якове, попавшем в немецкий плен. Сталин не стал менять его на Паулюса, сравнявшись в своей трагедии, в своем бронзовом величии с римскими цезарями. Он и был большевистским цезарем. Уинс тон Черчилль, вспоминая о нем, говорил: «Когда Сталин входил, я вставал. Каждый раз удерживал себя, хотел встретить сидя, но не мог». А ведь Черчилль тоже был не последний человек. Люди, которые сейчас критикуют Сталина, не стоят и пыли на его ботинках. Его нет смысла критиковать.
Он — явление, которое мы еще до конца не осмыслили. Палач и герой, гений и злодей, коварный политик и сверхэффективный менеджер. Он умудрился заставить самых злых врагов СССР — США и Великобританию — помогать ему в войне с Гитлером. Именно при нем была сломана колониальная система мира, а Советский Союз стал законодателем политических мод. Усатый большевистский цезарь, рябой, низкорослый, с сухой, плохо действующей левой рукой, сын пьющего сапожника, он правил половиной мира. Как он стал великим из великих? Нет ответа. Сталин остался загадкой.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции