Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Найти мотивацию без формализма: нужно ли возрождать традицию наставничества

Общество
Тема наставничества, подзабытая за долгие годы, в наши дни вновь стала актуальна. Как известно, указом президента страны 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. И тут же новостные ленты запестрели мотивирующей информацией разного толка.

Одни рапортуют об организации системы наставничества на предприятиях, другие — сообщают об открытии программ по обмену опытом. Конечно, работодателям, да и самим молодым специалистам давно понятно, что диплом о приобретении профессии в теории, без реального стажа — просто бумажка. Практические навыки нужно как-то осваивать, а помочь в этом начинающему трудовой путь специалисту должен мудрый советчик, мастер своего дела. Вот только современные «мастера» не слишком спешат нынче тратить свое свободное время на такую общественную нагрузку. Иначе и проблема с отсутствием опыта при трудоустройстве не превратилась бы в притчу во языцех. Но вот ведь — рапортуют…

А различные эксперты, коучи и прочие «знатоки» на сотнях мотивирующих сайтов в интернете расписывают всевозможные модели наставничества. Все в них разложено по полочкам, которых, впрочем, теперь так много, что с ходу и не разберешься, какой вариант эффективен реальной помощью, а где — подсказка, как создать ее формальную видимость. Надо же отчитаться. Вот и выбирай, начальник, что тебе больше нравится.

Найти мотивацию без формализма: нужно ли возрождать традицию наставничества Фото: Unsplash

Идеальная, традиционная модель, когда опытный профессионал терпеливо обучает новичка секретам ремесла, увы, в программах и проектах предприятий и учреждений особой популярностью не пользуется. И не только потому, что «мастеру» лень, но и его руководству, по вполне понятным причинам: попробуй заставить человека во внерабочее время с неумехой возиться, а отвлекать от производственного процесса зрелого сотрудника экономически невыгодно. Вот и напридумывали «под спрос» новомодных схем.

Например, «скоростное наставничество» предполагает, что при однократной встрече наставник быстренько знакомит подопечного, что и как нужно делать. Или «ситуационное», когда уже накосячил в работе, и надо срочно «подставить плечо», чтобы весь отдел не завалил квартальный отчет. Реальным обучением навыками, конечно, это не назовешь, но галочку, что указ президента выполняем, поставить можно. И что уж в таком случае удивляться, что порядка 66 процентов современной молодежи не видят для себя авторитетов среди близкого окружения.

Тем временем социологические службы тоже, видимо, подключившись к выполнению поставленных главой государства задач, исправно выдают результаты опросов и исследований на злобу дня. Так, известный сервис по поиску работы недавно сообщил: большинство россиян (аж 82 процента) помнят, как звали первого наставника на трудовом поприще. Впору бы порадоваться, предположив, что институт наставничества у нас наконец практически по полной программе работать начал. Но, к сожалению — как бы не так. Понять это легко, вчитавшись в уточнение, среди кого проводилось исследование: «в опросе приняли участие 3000 экономически активных россиян, имевших наставников». Получается, те самые 82 процента демонстрируют, что наставник важен и нужен. Но спрашивали-то лишь у тех, кому с этим повезло. А спроси у всех трудоспособных граждан страны, результат, вероятно, был бы совсем другой: не смогли бы вспомнить просто потому, что дельных советчиков у них на самом деле не было.

А спору ведь нет: традицию, когда старшее поколение передает молодому опыт, в том числе и трудовой, нужно возрождать. Но вряд ли это удастся, если пытаться закрыть вопрос, заявив, что что-то и как-то в этом направлении делается. Никому же не нужно, чтобы работа выполнялась «как-то». Значит, и наставники должны быть не «как бы», а реально готовые помочь набраться практических навыков. Хочется верить, что найти для них эффективную мотивацию все-таки удастся. Без формализма и не для галочки.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.