Клоуны — не самое страшное: чего боятся россияне
Больше всего народ боится высоты (30 процентов), змей — 28 процентов, водных пространств и глубины — 24 процента. Ну, про водное пространство и глубину, наверное, фобии усилились после недавних морских трагедий — с «Титаном» и египетской акулой, сожравшей молодого парня. Большое количество опрошенных боятся стоматологов, причем мужчины боятся чаще, чем женщины (22 процента и 12 процентов соответственно).
Пятое место среди фобий занимает клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства), тоже достаточно известное явление. Боятся люди вирусов, и тут, конечно, лидирует категория 60+. Молодые чаще боятся пауков, вида крови и темноты. Есть те, кто боится клоунов (3 процента), эти, наверное, пересмотрели ужастика «Оно». Мне, кстати, клоуны тоже неприятны — не боюсь их, конечно, но как-то отношусь с брезгливостью.
По мелочам тоже называли странные фобии, кто-то боится мышей, кто-то кукол, кто-то собак, боятся грозу, толпу.
Удивительно, но на каждую фобию есть название. Даже на такой экзотический страх, как боязнь выдр, есть название: лутрафобия. Есть погонофобия — боязнь бороды… Эх, люди, люди. Лишь один процент или даже меньше назвали по-настоящему страшные вещи: война, болезнь, смерть, голод. Страх одиночества тоже отчего-то испытывает в разы меньше народу, чем страх перед пауками.
Ну, правда же, все основные человеческие страхи из этого опроса какие-то не серьезные. Как можно бояться клоунов или мышей и не упомянуть о том, что по-настоящему страшно и где мы не властны над ситуацией? Потеря близких. Тяжелые неизлечимые болезни. Старость. Страх перед ядерным ударом — неужели из опрошенных никто его не испытывает, особенно сейчас? Страх за родителей, за детей, потерять любимого человека или самому стать беспомощной развалиной. Страх потерять память… Нет, ничего из этих «взрослых» страхов не названо. Наверное, боязнь змей и высоты застила все остальное. Хотя не удивлюсь, если люди просто настолько цепенеют перед «взрослыми» страхами, что даже боятся их озвучить.
Говорят, если чего-то боишься, то этого с тобой не случится. Хотя многие уверены в обратном: чего боишься, то и произойдет. Зять будет клоуном, жена окажется змеей, переедешь в квартиру на «полетном» этаже в небоскребе, и на даче именно к тебе в постель заползет паук, будто знающий наверняка, что у тебя арахнофобия.
Самые мудрые люди не боятся вообще ничего, они знают, что без воли Господа и один волос не упадет с головы. Что испытания предначертаны, что принимать их надо с достоинством и смирением. Я такой мудрости пока не достигла и страшно боюсь — в основном за своих близких.
И за нашу маленькую Землю, земной шарик, который то и дело сотрясают катаклизмы. Но все больше склоняюсь к мнению, что от всего не застрахуешься. Вот, например, упомянутый уже выше батискаф «Титан» с миллиардерами, которые хотели пощекотать нервишки, спустившись к многострадальному «Титанику». Там были представители богатейшей пакистанской семьи — отец и сын 19 лет.
Сын хотел попасть в Книгу рекордов Гиннесса и собрать на скорость кубик Рубика на ошеломительной глубине. Разве могли эти успешные, состоятельные люди предположить, что попадут в газетные хроники совсем по другому поводу? А страхи из опроса, вроде боязни стоматологов и мышей, напоминают анекдот про диалог на кладбище: «А вы не боитесь призраков?» — «А чего нас бояться…».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции