Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Православие и отечественная культура

Общество
Осмысливая союз Православия и русской культуры из реалий XXI века, мы можем признать справедливость подхода Гиппократа в отношении наук: «Жизнь коротка, наука обширна», парафразируя его знакомыми всем строками Сергея Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии».

Если в конце XIX века оставались еще такие скептики как Константин Леонтьев, сомневавшиеся в зрелости русской культуры, то сегодня можно констатировать, что она состоялась, и главным образом как культура православная. Ведь мы можем взглянуть на отечественную культуру из перспективы пережитых в ХХ столетии гонений. В течение семи десятилетий, под угрозой подвергнуться остракизму и даже смерти, из сознания советского человека искоренялась не только вера во Христа и Его Церковь, но и все ее проявления в частной и общественной жизни. Именно в это тяжелое время отечественная культура сохранила память о трансцендентном, о совести, чести, самоотверженности, о торжестве добра над злом, грядущем воздаянии и других христианских категориях.

Несмотря на временное марево богоборчества, русская культура веками питалась из чистого источника благовестия Христова. Внимание христианских империй к развитию своих окраин и евангельской проповеди «по всему миру» (Мк. 16:15) осуществило проречение Спасителя о помазавшей его миром накануне Крестной смерти женщине: «Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк.14:8,9). Святитель Иоанн Златоуст в IV веке восклицал из столицы Восточной Римской империи «Персы, индийцы, скифы, фракийцы, савроматы, и маврское племя, и жители Британских островов рассказывают о том, что было тайно совершено в доме женщиной!»

Российские миссионеры донесли через всю Сибирь «до края земли» и за его пределы — на Аляску и в Японию Христово Евангелие, переведя его на местные языки и наречия. И когда Аляска подверглась тотальной американизации, когда даже родителей подвергали наказанию за разговоры с детьми на родном языке, именно Русское Православие сохранило там традиционные культуры и язык коренных народов: эскимосов, алеутов, тлинкитов. Подобное сохранное действие оказала русская культура на самосознание нашего народа во времена государственного атеизма.

Культура как живой организм непрерывно формируется во взаимодействии с верой. Диалектика ее развития совмещает два противоположных процесса: культура пытается ассимилировать веру, а вера — сублимировать культуру.

Столетие назад священник Павел Флоренский сокрушался: «Мы так привыкли веровать в культуру вместо Бога». Эту тенденцию абсолютизировал на государственном уровне нарком просвещения Анатолий Луначарский, утверждая о «сознательной любови к своему виду и к своей культуре, в которой сохраняется духовная вечность человека». Таково было действие первого процесса, уводившего наш народ по пути построения рая на земле и культивирования человекобожия.

Православие и отечественная культура Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Противоположный ему вектор развития культуры, наоборот, напоминает о вечности и возносит человека к Творцу. Даже во времена самой интенсивной атеистической пропаганды Слово Божие прорывалось в культуру, так как в нем творцы черпали образы и вдохновение. «Суета сует» (Еккл. 2:2), «Темна вода во облацех воздушных» (Пс. 17:12) и другие фразеологизмы из Священного Писания можно встретить у советских фантастов, пусть и в эзоповской шутливой манере. Все давно привыкли к россыпи евангельских фраз в нашей обиходной речи, но подчас не постигают заключенного в них глубокого смысла. Например, мы говорим: «Я умываю руки», даже не задумываясь, что эти слова относятся к событию осуждения на смерть Иисуса Христа римским прокуратором Понтием Пилатом, отказавшимся нести нравственные последствия своего неправого суда (см. Мф. 27:24).

Первый секретарь ЦК компартии клятвенно обещал показать по телевизору «последнего попа», а советская культура вывела на киноэкран русских святых: благоверного князя Александра Невского, священномученика Патрикия Владимирского и преподобного Андрея Рублева, тогда еще не прославленного. Работники культуры в лихолетье XX века, словно жены мироносицы донесли до потомков, до нас с вами, православные святыни, сберегли множество храмов и монастырей от полного уничтожения, дав им возможность воскреснуть и снова нести благодатные силы церковных таинств всем ищущим спасения. Архитектор-реставратор Петр Бароновский сделал все обмеры Казанского собора на Красной площади в Москве перед его разрушением. По этим обмерам в начале 90-х годов прошлого века собор был восстановлен.

Мы помним, как Надежда Павлович спасла Оптинский архив, а позже музейные служащие приняли на свои плечи заботу о сохранности этого духовного сокровища. В советские годы русская культура, словно та жена в доме Симона прокаженного, «сделала, что могла» — сохранила храм и привела к его порогу не одно поколение. Сколько людей в то время, прочитав произведения Ф.М. Достоевского, приходили в храм, искали случая побеседовать со священником. Церковь же как Столп и утверждение Истины всегда была, есть и будет опорой для русской культуры.

Все это приводит нас к осознанию нашего призвания, как современных жителей Земли Русской и носителей ее культуры. В наши дни не рушат храмы и не требуют от нас отречения от Христа ради спокойной и обеспеченной жизни. А значит, что здесь и сейчас мы можем и обязаны сохранять и развивать нашу культуру во втором направлении — к отражению в ней веры наших предков. Нам нельзя откладывать на потом свой личный подвиг шествия за Христом, чтобы суметь передать нашим детям не только знания и символы, но и внутреннюю силу нашей русской православной культуры.

Мы должны хотя бы отчасти, в меру своих сил следовать примеру преподобного Серафима Саровского, который ежедневно прочитывал Евангелие. Зная слово Божие, размышляя над ним и стараясь исполнять его в повседневности, можно, по наставлению Саровского старца, «стяжать дух мирен», можно прийти к богообщению — достичь идеала православной культуры и цели человеческой жизни, как учит святитель Феофан Затворник. Вот почему мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ведь христианство, реализуемое в земной жизни — это культура движения человека к Богу, это Царство Небесное внутри нас, обретаемое действием Святого Духа, это познание реальности Воскресения Христа и чаяние Его Второго и славного Пришествия.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.