Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

«У вас рожа»: почему россияне не понимают диагнозы врачей

Общество
Результаты опроса, проведенного одной из исследовательских компаний, заставляют серьезно задуматься. Свыше 43 процентов больных — почти половина! — «не всегда понимают» диагноз, который поставил им лечащий доктор, и его рекомендации. То есть в поликлинику сходили, проверились, но визит этот вряд ли можно назвать полезным.

На своих форумах врачи рассказывают, как превратно порой воспринимают их слова и рекомендации. Один пациент, не зная, что делать с противовоспалительной свечой, засовывал ее в ноздрю, удивляясь, почему это так неудобно. Другой вместо прописанного препарата от сердца пил лошадиную дозу мочегонного — просто перепутал названия. Третий оскорбился, услышав от доктора: «У вас рожа», не зная, что рожистое воспаление — официальный медицинский термин. Многие больные разжевывают капсулы, которые надо глотать, путают время приема и дозировки. Особенно часто этим грешат старики.

Только кто здесь виноват: непонятливый больной или врач, который ничего толком не объяснил? Однажды в США провели занятный эксперимент. Хирургов-ортопедов спрашивали, удается ли им доносить до пациентов нужную информацию. 75 процентов ответили «да», пребывая в полной уверенности, что все в порядке, больные отлично их понимают. Но в реальности картина оказалась совсем иной: удовлетворенность от беседы с этими докторами выразил лишь каждый их пятый пациент.

Очевидно, что коммуникация врач — больной чрезвычайно важна. Как вы думаете, будет ли недопонявший что-то человек пунктуально принимать назначенные лекарства? Не заменит по совету «знающей» подруги или по собственному почину дорогой оригинальный препарат дешевым дженериком? Будет ли контролировать свое состояние, ежедневно измерять, к примеру, пульс и давление? Конечно же, нет. Просто потому, что не осознает необходимости это делать.

Что же мешает нормальному общению доктора и пациента? Конечно же, острый дефицит времени, характерный для всего нашего здравоохранения. Если у кабинета очередь, волей-неволей придется поторапливаться. Тут уж не до разжевывания своих слов и контроля адекватности их восприятия. Зачастую врач пишет рекомендации на бумажке — потом, мол, прочтете. Играет роль и запрет ссылаться на проблемы лечебного учреждения. «Вам это исследование не нужно», — говорит врач, когда не имеет возможности его провести.

Редко кто удовлетворяется таким ответом. Родственникам больных, которые спрашивают, что принести, выдают дежурное: «Помощь не требуется, все необходимое у нас есть».

Хотя в больнице может не хватать элементарного: и лекарств, и особенно средств ухода. Вам не признаются, что нужна сиделка. А при выписке оказывается, что у больного появились пролежни. У родственников просить помощи рискованно: вдруг накатают жалобу. Тогда врач получит по шапке за излишнюю откровенность.

«У вас рожа»: почему россияне не понимают диагнозы врачей Фото: Pixabay

Есть и еще проблема — банальное неумение многих, даже хороших специалистов говорить простым понятным языком, не злоупотребляя медицинской терминологией. В институтах, конечно, преподается медицинская этика и деонтология, но внимания ей уделяется немного. Соответственно, и студенты не считают эти дисциплины важными. А уж практическим навыкам коммуникации с больными, умению находить понятные конкретному человеку слова, выбирать подходящую интонацию не учат совсем.

Впрочем, не все доктора стараются избегать контактов. Некоторые даже дают номер личного телефона. Потом жалуются: звонят в любое время дня и ночи, как в скорую помощь, не считаясь с тем, что доктор тоже человек и имеет право на отдых. Коллегам советуют отвечать лишь на сообщения в мессенджерах, а полноценную консультацию давать при личной встрече. В конце концов, не так важна форма диалога — важен результат, ведь больному должно становиться легче уже от одного общения с врачом.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.