Главное
Истории
Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Разгорелись страсти по Ивану

Общество
Бедные, несчастные литературные чтения! Никто их не любит примерно так же, как похороны: душераздирающе печально, но — «надо». Ради этого «надо», последнего оставшегося приличия, и сходятся, придавая лицу некоторое оживление, будто бы заранее предчувствуя скуку смертную.

Чтения к 150-летию Ивана Сергеевича Шмелева поручили мне, но так, что в отчаяние я, по обыкновению своему, не впал. Мне надо было только придумать, как не сделать их академически унылыми. И я, кажется, придумал.

Сюжет элементарный: письма. Кто проверит, что никаких писем в Россию Шмелев не писал? Кто посмеет усомниться в том, что все его книги — не надменной Европе, а именно что каждому из нас? Итак, я заказал четверть сотни конвертов из оберточной бумаги, важно именуемой «крафтовой», и размашисто, гелевой ручкой, напоминающей перо, их подписал: «I. Schmelyov, Paris, France». В конверты положил уже нормальные распечатки с символическими цитатами из «Лета Господня». Подумалось — буду вручать и добиваться от людей ассоциаций, почему им и почему именно сейчас. Гадание по книге с элементом случайности и принуждения к чтению.

Разгорелись страсти по Ивану Фото: pixabay.com

Сперва номер прошел в Доме русского зарубежья, но для Издательского совета Русской православной церкви, где чтения и должны были состояться, мне понадобился настоящий француз. Им стал... студент Литинститута Руслан Бяков, перешедший с поэзии на драматургию, жгучий брюнет, улыбчивый и весь какой-то летящий. Облаченный в мой старый, натовского образца китель, он и преобразился во французского почтальона с рю Буало. Текст я писал сам: «Медам и месье, я прибыл сюда по распоряжению почты Французской Республики с тем, чтобы переслать вам затерявшиеся письма великого русского писателя Ивана Сергеевича Шмельова». На чистом французском, разумеется. Руслану не только поверили, но немедленно начали шелестеть «крафтом», наперебой выбегать на сцену и читать «свой» отрывок, попутно комментируя его. И вечер удался! Еще бы он провалился, с таким-то задором и чаепитием, широко объявленным «шмелевским»! Чай, самовар, пироги. Попробуйте угощать людей по-человечески, а не бубнить об аллитерациях, и все у вас получится.

Ведь что такое «Лето Господне»? Это роман о мальчике, который больше всего на свете любил отца, больше всего на свете боялся потерять отца, потерял его и запечатлел навсегда и его, и страшную мысль о том, что страх порождает будущее не хуже отваги... Каждая строка «Лета...» — трепет, прустовски скрупулезное собирание рассыпавшегося мира. Русское сердце на русское слово не отозваться не может... Так чтения проводить и надо. С подвывертом. Тряся монистами воображения. Ивану Сергеевичу точно понравилось бы.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.