Чехов: вера не в словах, а в делах
Не все понимали особенности его творческого стиля, силу его владения словом, позволяющие уйти от прямых призывов к чему-либо, от многословного осуждения, прямых авторских оценок персонажей, от длинных монологов, выраженной авторской эмоциональности. Читателю необходимо было саму все увидеть, понять. Не сам автор должен был проявлять чувства и эмоции — их должен испытывать читатель. Задача писателя — создать текст, который вызовет нужные чувства, переживания, заставит размышлять и действовать, или пересмотреть свои убеждения и взгляды. Безыдейным автором Антон Павлович Чехов уж точно не был.
На долгие годы за писателем Чеховым закрепиласьрепутация человека неверующего и далекого от церковной жизни. Что стало причиной этого? Причин можно назвать несколько. Ряд воспоминаний о детских годах (как самого писателя, так и его братьев), когда отец, желая дать детям правильное направление в жизни, настаивал, чтобы они пели в церковном хоре, что с учетом спевок отнимало много времени, утомляло детей и ставило в неудобное положение за потертую одежду, которую они носили.
Кроме того, приводятся отдельные фразы из писем Чехова или воспоминания современников о его высказываниях, по которым можно сделать вывод об отсутствия религиозности. Тут можно упомянуть и некоторые произведения Чехова, которые относят к далеким от христианской тематики.
Почему-то принято считать, что воспитание, полученное в детстве, полностью отвратило писателя от религии. Но в письмах Чехова встречаются строки о том, что он был на всенощной, например. И это упоминается не как событие особенное, т. е. как минимум несправедливо говорить, что в зрелом возрасте Чехов был неверующим и далеким от церковной жизни.
Известно также, что временами Чеховы пели в церковном хоре будучи совсем взрослыми людьми — это было их желание, что также свидетельствует о том, что взгляд на Чехова как человека неверующего нельзя не признать слишком односторонним. Хорошее церковное пение, колокольный звон писатель любил всю жизнь.
На основании отдельных слов из писем или бесед нельзя делать какие-то общие выводы. Человек меняется. Меняются его взгляды, появляется новый опыт, также бывает разное настроение. Преподобный старец Амвросий Оптинский говорил одной своей духовной дочери: «По природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога».
Если в один ненастный или унылый день Антон Павлович что-то такое же нерадостное написал или сказал, это вовсе не означает, что именно так он думал в течение всей жизни, и что его мнение не изменится спустя некоторое время. В письмах и беседах были и другие фразы — такие, которые может написать или сказать верующий человек. Известны также свидетельства современников, что писатель с уважением относился к вере других людей и останавливал тех, кто иронизировал или насмехался над чьей-либо религиозностью.
У Антона Павловича, действительно, немного произведений христианской тематики. Но самым любимый его рассказ — «Студент». По-настоящему христианский рассказ. Может ли быть такое случайностью? Мог ли неверующий человек так почувствовать то, что ощущают его герои — и сам студент, и простые женщины? Не мог бы. Если евангельская история была для него всего лишь легендой, она не вызывала бы таких чувств. Если сам писатель был неверующим, стал бы его любимым рассказом самый христианский рассказ? Вряд ли.
Как известно, Мелихово принадлежало Чеховым всего несколько лет. Оно было продано, когда уже серьезно больной писатель переехал жить в Ялту по рекомендации врачей. И за тот небольшой период, пока в Мелихове жили Чеховы, в самом селе и неподалеку от него стараниями Антона Павловича появилось три школы для крестьянских детей. Когда писатель был в Мелихове, к нему как к врачу шли за помощью крестьяне со всей округи — и он никому не отказывал.
По просьбе крестьян Антон Павлович Чехов построил в Мелихове колокольню. Вряд ли неверующий человек стал бы тратить деньги на это. Напомню, писатель и врач Чехов — отнюдь не наследник огромного состояния. Зарабатывал он все своим трудом, при этом содержал родителей, сестру, младшего брата до того времени, когда он уже сам мог зарабатывать на жизнь.
Купить Мелихово просто так, сразу, без долгов, писатель не мог. У него была только часть необходимой суммы. Долг он выплачивал постепенно, в течение длительного времени. Современная логика говорит, что работать надо ради вознаграждения и получения гонорара, чтобы расплатиться с долгами. А доктор Чехов во время эпидемии холеры совершенно без всякой платы взял на себя участок в 26 деревень. Не мог он по-другому, не мог он не помочь людям. И школы для крестьянских детей строил почти полностью на свои средства, когда не только лишних денег не было, но кредиторы напоминали о долгах. И колокольня была построена тоже отнюдь не от избытка средств.
Вспоминается сразу: «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10: 33-35).
И в жизни Чехова нет ничего случайного. Его дела свидетельствуют о том, что называть его человеком неверующим несправедливо.
Тут как нельзя лучше подходят слова святого апостола Иакова: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1: 8). То, что Антон Павлович никогда не являлся человеком с двоящимися мыслями или был нетверд в своих гуманистических взглядах, никакому оспариванию не подлежит. Чехов хорошо знал жизнь, иначе все его произведения не были бы пронизаны такой глубокой драматургией и философским осмыслением. Думается, он очень хотел изменить действительность, в которой ему довелось жить, в лучшую сторону.
Подобным идеям были подвержены многие интеллигенты того времени. Иначе зачем Антон Павлович предпринял далекую и сложную экспедицию на остров Сахалин, проделав там огромную работу, собирая помимо всего прочего обширные статистические данные, исследуя жизнь ссыльных? Казалось бы, кому нужны эти заключенные за собственные проступки люди? Кому они интересны? Но если все оценивать через призму Евангельских ценностей, то выясняется, что те отверженные — это тоже люди, носящие в себе образ Божий. В их числе, например, когда-то был и Ф. М. Достоевский, и бывшие дворяне-декабристы, принесшие также немало пользы тем далеким краям своей хозяйственной и просветительской деятельностью. Казалось бы — декабристы, бунтари против власти... Все сложно в нашей истории. Умом Россию не понять…
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции