Что такое банковский мисселинг и как не приобрести ненужные финансовые услуги
Мисселинг — недобросовестная практика продаж, при которой информация о товаре или услуге преднамеренно искажается, вследствие чего покупатель вводится в заблуждение относительно необходимости его приобретения.
Мисселинг близок к понятию обман на финансовом рынке, когда банки продают продукты других компаний и получают за это комиссионные. Под видом вкладов могут предложить полисы страхования жизни, паи ПИФов, инвестиции в ценные бумаги и договоры негосударственного пенсионного обеспечения. Доходность по этим продуктам может быть выше, но и риски выше, а процент не гарантирован.
Особое внимание стоит уделить следующим вопросам:
- Внимательно читайте договор перед подписанием;
- Уточняйте все вопросы и не верьте на слово;
- Особое внимание следует уделить тому, с кем вы заключаете договор (с банком, со страховой компанией или с другой компанией);
- Попадают ли ваши инвестиции в государственную систему страхования вкладов?
- Гарантируют ли вам доходность? Какую?
- На какой срок вы заключаете договор?
Если что-то остается неясным, уточните информацию у менеджера и требуйте разъяснений, пока все не станет понятно. Лучше выглядеть занудой, чем потерять свои сбережения.
Если уже произошел случай мисселинга, то необходимо как можно скорее обратиться в банк или компанию, которая продала финансовый продукт, и попросить отменить сделку. В этом случае нужно будет написать заявление о расторжении договора и представить все необходимые документы.
Важно помнить, что в случае мисселинга необходимо действовать быстро, так как есть ограничение по времени на отмену сделки, так называемый «период охлаждения» — 14 дней. Также необходимо сохранять все документы и записи переговоров с представителями компании для дальнейшего использования в качестве доказательств.
По данным Банка России, в 2022 году количество жалоб, поступивших регулятору по вопросам мисселинга, достигло 5,8 тыс. В первом квартале 2023 года их количество составило 1,1 тыс., увеличившись за год на 3,5%. 51,3% жалоб пришлось на банки, 26,5% — на страховые организации.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции