Зачем нам нужна советская торговля
Он сказал, что нужна «государственная компания ретейла, которая могла бы конкурировать с уже существующими частными и задавать правила: то есть, например, наценки, возможность встать на полки отечественному производителю и так далее». Президент, конечно, не обещал предпринимателю тут же подобную сеть открыть, поэтому идея — в стадии обсуждения. Давайте обсудим и мы.
Начнем с того, что предприниматель, мягко говоря, лукавит: «Возможность встать на полки отечественному производителю» есть у всех. И она успешно реализуется. Попробуйте найти в нашем супермаркете импортные продукты. Это не так просто: почти все — отечественные.
Почему же не все они могут на полки попасть? А потому что полки — не резиновые. Там оказываются производители, способные обеспечить лучшее соотношение цена/ качество и при этом произвести достаточные объемы — чтобы на полке их товар всегда был и полка никогда не пустовала. Теперь о наценках. Все сети супермаркетов живут не с наценки, а с оборота. Им выгодно, чтобы товар быстрее расходился, и тут же выставлять новый. А если ты повысишь наценку и товар будет стоить дороже, то купят не у тебя, а в соседнем супермаркете другой сети. Или на рынке. Или в несетевом продуктовом магазине.
Или закажут в интернете. Так что высокие якобы наценки — плод полного непонимания механизма работы ретейлеров. Ну или плод, опять же, лукавства автора предложения. Допустим, с его идеей государство согласится и «госсеть» создаст. И в ней появится «продукция отечественных производителей», да еще и более дешевая. Но за счет чего она будет дешевле? Вариант первый — за счет снижения качества. Если вместо шоколадки продавать кондитерскую плитку, она точно будет дешевле, потому что дешевле ингредиенты. Второй вариант снижения цены: уменьшение торговой наценки.
Никто, в принципе, не мешает продавать в «госсети» продукты вообще по отпускным ценам. Но за счет чего будет жить и работать сама «госсеть»? Правильно, за счет государства, т.е. наших с вами налогов — федеральных и региональных.
А «коммерческие» сети начнут терять покупателей, а значит, персонал, многие лишатся работы, от сети станет поступать меньше налогов, какая-то вообще может закрыться. И мы придем к ситуации Советского Союза. Какие в СССР были магазины, мы отлично помним. Стоит ли повторять?
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции