Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

Не потратьте драгоценное время напрасно

Общество
Великий пост — один из самых ответственных периодов в жизни христианина.

Цель его — очищение души покаянием и подготовка к встрече главного христианского праздника Пасхи, или Светлого Христова Воскресения.

Великий пост длится 40 дней в воспоминание того, как Господь наш Иисус Христос после крещения в Иордане от Иоанна удалился в пустыню и пребывал там 40 дней в посте и молитве. Но чтобы подвиг Великого поста принес духовные плоды, Святая Церковь помогает своим чадам заблаговременно подготовиться к нему.

Основание необходимости соблюдать грядущий пост мы находим в Евангелии на примере Христа Спасителя, Который, после крещения на Иордане, сорок дней пребывал в пустыне (см. Мф. 4: 1–2) в посте и молитве. Также указание на необходимость поста в противостоянии действиям бесов находим в словах самого Христа. На вопрос учеников об исцелении бесноватого отрока Он ответил: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21).

Каждая из четырех подготовительных Недель (так называются воскресные дни) имеет свой особый смысл. Предваряет их Воскресное евангельское чтение о Закхее. Этот человек был сборщиком податей, он собирал налог в пользу иностранного государства-завоевателя и не забывал о себе. Но душа Закхея страдала от неправды в его жизни. Услышав о Христе, он жаждал Его увидеть и обрести истину. Христос узрел эту жажду и Сам пришел в дом к Закхею-мытарю. Встреча с Господом преобразила душу грешника и полностью изменила его жизнь.

Так Святая Церковь учит нас, что цель прихода Спасителя в этот мир — войти в сердце каждого и спасти от греховной смерти. Но это возможно лишь при искреннем желании человека соединиться со Христом. Первое подготовительное воскресенье именуется Неделя о мытаре и фарисее.

Свое название она получила от евангельской притчи, которая читается в этот день на Литургии (Лк. 18: 10–14). Ее содержание следующее. В храм помолиться вошли два человека — гордый «праведник» — фарисей и смиренный «грешник» — мытарь. Первый в мыслях был наполнен восхвалением себя за свои «заслуги» и осуждением других, а последний в глубоком покаянии взывал: «Боже! Будь милостив ко мне грешному» (Лк. 18: 13). Он видел только свои грехи, свои неправильные поступки.

Не потратьте драгоценное время напрасно Фото: Shutterstock

Воспоминанием этой притчи Церковь учит нас, как надо готовиться к Великому Посту: первое — дух смирения, второе — осознать свою вину перед Господом и ближними, то есть увидеть свои грехи и покаяться. И никого не осуждать, чтобы самому не быть осужденным. Из содержания богослужения этого дня человек понимает, что гордость является сердцевиной многих наших грехов и удаляет от Бога. На всенощном бдении этого дня впервые звучит умилительное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», которое будет исполняться каждую субботу вечером в храмах до 5 Недели Великого поста. С этого дня на богослужениях мы слышим молитвословия из Триоди Постной.

Седмица после этого воскресенья по Уставу является сплошной, то есть в среду и пятницу пост отменяется, напоминая христианам о том, что Бог дает Свою благодать не гордым постникам, а кающимся грешникам. Второе подготовительное воскресение носит название Недели о блудном сыне.

На воскресной Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки (15: 11–32), где повествуется поучительная история о младшем сыне некоего человека, по всей видимости, довольно зажиточного. Он совершил дерзкий для тех времен поступок — пришел к родителю и потребовал часть своего наследства. Отец отдал просимое. А так как в юном возрасте человек склонен предаваться во всей полноте чувственным наслаждениям, его постиг полный крах — он остался без денег, без крова, без пропитания.

Каждый человек совершает в жизни ошибки, но важно осознать свою неправоту. В молодости у всех проявляется стремление к самостоятельности и независимости, молодой человек тяготится заботой о нем старших. Самость — это корень всех грехов, это ловушка диавола, в которую он увлек первых людей, когда те были еще в раю: «Вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 5). Что и возжелала Ева, а за ней последовал и Адам.

Вот эта сеть диавола особенно захватывает молодых людей сейчас — освободиться от родительской опеки, от закона, от всего, что ограничивает мое «Я», — дайте мне свободу жить по своей греховной похоти. Но мы не должны прельщаться: мир нам не даст свободы, и здесь главное — осознать это и не отчаиваться, а помнить, что, несмотря на всю твою неправоту, у тебя есть Любящий Отец, Который ждет твоего возвращения и готов заключить тебя в Свои объятия любви.

Третья подготовительная Неделя называется Мясопустной, или О Страшном Суде. С этого понедельника и до Пасхи православные христиане не вкушают мясной пищи. Другое название — «О Страшном Суде» говорит о том, что Господь не только Милосердный Отец, но и Праведный Судия. Человек не должен забывать о своей ответственности за совершаемые дела и поступки, потому что ему предстоит дать ответ Богу за прожитую жизнь. В Евангелии перед нами предстает картина Страшного Суда, и на этом Суде будут оправданы только те, кто имел милующее сострадательное сердце и помогал страждущим.

Следующую седмицу в народе называют Масленицей. По традиции, начиная с понедельника, христиане пекут блины, ходят в гости и угощают друг друга, радуясь общению, а если были с кем-то ссоры, то примиряются. Эта седмица снова «сплошная» без поста, но мяса уже вкушать нельзя, а только растительную пищу, рыбу, молочные продукты и яйца. Однако Масленица — вовсе не время безудержного веселия. Богослужения этой седмицы уже вплотную приближают нас к Великому Посту.

Последнее Воскресение перед постом называется Неделей Сыропустной (верующие получают «отпуIст» на сыр, то есть заговляются на пост), а также Прощеным Воскресением и еще Адамовым изгнанием. В этот день Церковь вспоминает грехопадение первых людей и их изгнание из Рая, напоминает, какого блаженства мы лишились в результате преступления, совершенного первыми людьми. И чего можем лишиться из-за собственных грехов, если не принесем покаяния. А покаяться — это значит переменить свой злой нрав на добрый, примириться с ближними и попросить у всех прощения.

В заключение приведу слова преподобного Антония Оптинского о смысле поста. Он пишет, что главное во время поста «не брашен (пищи, яств) удаление, но злых отчуждение, удержание языка от празднословия и пересудов, охранение от раздражительности, похоти отложение и лжи и льсти удаление. И кто так постится, того пост приятен бывает Богу»...

Помоги и нам, Господи, не упустить драгоценное время, очистить свою душу слезами покаяния, умягчить ее любовью и милостью и, как блудному сыну, вернуться в Божественные Отеческие объятия!

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.