Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Время гудит: 50 лет исполнилось с начала строительства Байкало-Амурской магистрали

Общество
Время гудит: 50 лет исполнилось с начала строительства Байкало-Амурской магистрали
Фото: Shutterstock

На строительство Байкало-Амурской магистрали отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд. Случилось это 27 апреля 1974 года, пятьдесят лет назад.

БАМ — самый дорогой инфраструктурный проект в истории СССР. Длина магистрали от Тайшета до Тихого океана — 4,5 тысячи км. Железная дорога прошла через горные хребты в условиях вечной мерзлоты.

Огромная, от океана до океана, страна нуждается в развитой инфраструктуре, иначе рассыплется на части. Это понимали при царе, когда был сооружен Транссиб, огибающий Байкал с юга. Его минус — близость границы. В 1930-е годы был принят план строительства дороги, которая огибает Байкал с севера, создан БАМлаг, но помешала война. В 1970-е годы на Дальнем Востоке были найдены богатые месторождения, и к проекту вернулись.

Основной этап строительства занял 12 лет. Вершина инженерного искусства — самый длинный в России Северомуйский тоннель в 16 км. На стройке работали комсомольские отряды со всей страны, можно было заработать приличные деньги (материальное благополучие в позднем СССР уже не считалось недостатком). Вокруг БАМа сложилась особая субкультура, в том числе песенная — «Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче — БАМ!». Но сказать, какая часть молодежи была искренне очарована величием замысла последнего советского мегапроекта, сегодня невозможно.

Запуск БАМа совпал с экономическим кризисом. В эпоху перестройки ее прорабы обрушились на руководство СССР с обвинениями в расточительстве и гигантизме. Особо усердствовал Егор Гайдар, утверждая, что дорогу построили, а возить по ней нечего. Да, в 1990-е грузопоток упал в два раза. Население столицы БАМа Тынды снизилось, поселки вокруг зачахли, промышленные проекты заглохли.

Руководил комсомольским штабом на БАМе секретарь ЦК ВЛКСМ Дмитрий Филиппов. Его судьба — трагический символ эпохи. В талантливом руководителе, который выполнил сложнейший проект, видели будущего премьера страны. После роспуска комсомола в 1990-е он создал в Санкт-Петербурге налоговую полицию и был взорван в подъезде.

Вопреки прогнозам прорабов перестройки, БАМ переживает вторую молодость. Строятся боковые ветки, идет модернизация, проложен второй Байкальский тоннель.

БАМ — основная магистраль в торговле России и Китая. Идет ускоренное развитие Дальнего Востока. О важности магистрали говорил президент Путин. БАМ пропускает полсотни составов в сутки. Так что слова «колеса диктуют вагонные» вновь актуальны…

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.