Дорогая еда
Не лучше обстоит дело и с продуктовыми рынками. В многомиллионной Москве работает всего 53 розничных рынка, причем к 2015 году их количество должно еще сократиться. В результате, по подсчетам экспертов, в российской столице один рынок приходится на 270-300 тысяч жителей, в то время, как, к примеру, в Барселоне – один на 30 тысяч.
Чтобы понять серьезность ситуации, необязательно быть торговым специалистом или высокопоставленным чиновником – достаточно просто пройтись по центру Москвы. Встретить здесь обычный торговый магазин, а тем более мелкую лавку– получается крайне редко. Скорее, можно натолкнуться на некую специфическую торговую точку с очень непростым ассортиментом и ценами: как будто бы вокруг не живут обычные люди, которым надо регулярно кушать. На самом деле все объяснимо: помещения внутри Москвы очень дорогие, бизнесмены вынуждены платить огромную аренду, соответственно, чтобы не прогореть, они завышают цены.
В результате, как показывают последние статистические данные, цены на еду в столице растут. Особенно активно дорожают мука, крупа разных видов, овсяные хлопья и макаронные изделия – только за сентябрь они прибавили в цене от 2 до 6 процентов. Плюс взлетела цена на фрукты: бананы, апельсины, лимоны теперь на 15-20 процентов дороже, чем были летом. И даже сезонное удешевление на 10-15 процентов овощей – картофеля, лука, моркови, свеклы – не спасает ситуации: продуктовая инфляция – налицо.
Конечно, было бы неправильно валить это подорожание на какую-то исключительно московскую специфику: цены на еду растут нынче по всему миру. От мощной засухи, прокатившейся по планете этим летом, пострадали буквально все – от Соединенных Штатов до Украины с Казахстаном. Всемирный банк подсчитал, что стоимость продуктов питания в мире достигла исторического максимума, прибавив по сравнению с прошлым годом не менее 10 процентов. Но, право же, москвичам, вынужденным каждый день тратить на еду все больше и больше денег, от этого не легче.
Каков же выход из этой ситуации? Никаких волшебных рецептов нет: просто надо осознавать, что такой мощный мегаполис, как Москва, не может себе позволить иметь только считанное количество крупных рынков и продуктовых сетей, типа «Ашана» или «Метро». Чтобы прокормить многомиллионную армию жителей столицы и всех приезжих – людей с абсолютно разными доходами, пристрастиями в еде и ареалами обитания – здесь должны развиваться все возможные виды торговли: и магазины шаговой доступности, и гастрономы, и специализированные магазины (типа «Кулинарии»,«Хлеба, «Рыбы»), и фермерские рынки, и ярмарки выходного дня, и даже вендинг - торговля из автоматов. Таковых, кстати, в Токио - 500 тысяч, в Париже - 120 тысяч, а на всю Москву – всего 15 тысяч.
Уж чего-чего, а продовольствия в столице можно реализовывать практически неограниченное количество – при правильной постановке дела в выигрыше окажутся и продавцы, и покупатели.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции