Входи, врата открыты!
Неужели ничего в мире не поменялось после Воскресения Христа?
Поменялось все и кардинально. После того, как Господь совершил дело нашего спасения, человек имеет возможность соединиться с Богом еще живя здесь на земле. Может, если захочет, победить страсти, которые его терзают. Имеет шанс «здесь и сейчас» приобщиться к Царству Небесному.
Всех этих возможностей не было до воплощения Христа. Если в ветхозаветное время человек стремился к Богу, прилагал к этому свои усилия — тот же Авраам, пророк Илия, царь Давид, другие праведные люди, то Бог поддерживал их в этих стремлениях, но поддерживал только извне. Теперь Он может вселиться внутрь человека и уже изнутри действовать в нем.
Так было до грехопадения Адама: он был в единении с Творцом, и Бог действовал внутри него. А согрешив, Адам лишился этого. Он отверг своего Создателя, Бог стал для него посторонним, «внешним объектом», и Адам уже слышал голос Божий как бы извне. После того, как Господь совершил домостроительство нашего спасения, человеку не просто возвратилась возможность быть в единении с Богом, которая была у Адама, а дан даже больший потенциал, потому что Адам еще не имел обожения.
Своим Воскресением и Вознесением нашей природы к Богу Отцу, Христос не только соединил нашу природу с Божественной, но сделал все ради спасения каждого человека. Ныне путь к обожению открыт для всех. Но победа над дьяволом, над грехом, над смертью, совершенная Христом, не вводит автоматически нас в Царство Небесное. Христос открывает для нас врата Царства, но войти в эти врата мы должны сами, через личную голгофу, через личную борьбу со своими грехами и страстями, через добровольное соединение со Христом.
Ни на одном этапе нашей жизни Господь не оставляет нас без Своей поддержки. Даже для того, чтобы сделать первый шаг к Богу, Он Сам дает нам силы, протягивает руку помощи. Как и апостол Павел пишет, что Христос производит в нас и хотение, и действие (см. Флп. 2: 13). Это означает, что само желание спасения — тоже от благодати Божией, но принять решение о движении к Господу мы должны сами.
И не нужно думать, что кому-то Господь дает желание к спасению, а кому-то — нет. Господь в каждом человеке производит желание наследовать вечную жизнь, каждому дает хотение соединиться с Богом. Но не каждый хочет услышать этот голос Божий в себе и откликнуться. И чаще всего, к сожалению, происходит по слову Писания: «Велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6: 3, 5). Кто внимателен, тот помнит, что сказано это было незадолго до потопа, смысл которого должен был состоять в обнулении прежней жизни, положении нового ее начала. Тут и ответ тем, кто любит задавать вопросы вроде: «Если есть Бог, то почему умирают дети, происходят войны, убийства, умножается несправедливость?!»
Даже тот человек, который начинает движение к Христу, трудится над исполнением Его заповедей, все равно чувствует, что склонность к греху (то, что в богословии называется наследственность адамова греха) остается и действует в его душе и после Воскресения Христова, и после принятия человеком крещения, но первородный грех уже не властвует над человеком.
То, что в нас сейчас действуют те же страсти, какие были у людей до просвещения их истиной Евангелия, — это не бессилие Бога, не бесплодность Его Жертвы, а наше собственное нерадение о своем спасении, наше безволие и непонимание того, что Христос нам дает. Это мы не пользуемся плодами Его Воскресения, это вина не Христа, а наша. Господь дал нам возможность освободиться от власти греха, и несмотря на это, мы этим даром не пользуемся.
Это является ответом на вопрос: почему и после Воскресения Христова происходят и личные грехопадения каждого человека в отдельности, и общественные бедствия, такие, как войны, эпидемии и падение нравов.
Многие наши современники проживают свою жизнь так, будто Бога и нет вовсе. Они не включают Его в свою жизнь, не приглашают в свою душу, не считаются с Ним. Самость, т.е. жизнь без Бога, овладела ими.
Но Господь с одинаковой любовью относится и к подвизающимся, и к лодырям. Как и в притче о работниках, пришедшим в одиннадцатом часу, Хозяин готов дать одинаковую плату с теми, кто работал с первого часа и перенес все тяготы знойного дня (см. Мф. 20: 1-16). Христово Воскресение, как пишет святитель Иоанн Златоуст в своем Огласительном слове на Пасху, открыло вход на пасхальный пир для всех: и постившимся, и непостившимся, для духовно трудившимся и не трудившимся.
Другой вопрос, что не все могут воспринять радость жизни с Богом. Потому что сами люди относятся к Христу с различным расположением. Господь к ним – одинаково, только – с любовью. Люди же – нет. Как солнце светит всем, но слепой совсем не видит его света, человек со слабым зрением видит частично, а здоровый человек видит солнечный свет во всей полноте. Так и благодать дается всем, и Христос – для всех. Но кто-то сможет воспринять ее в бо́льшей степени, а кто-то – в меньшей. И пока человек жив, у него всегда остается возможность откликнуться на призыв Господа, обернуться к Нему лицом, и потрудиться ради того, чтобы хоть в какой-то мере подготовить себя к встрече с Ним в вечности. Важно для каждого человека увидеть свою неправду, возгореться желанием изменить свою жизнь и вместе с апостолами взойти на гору Елеон.
Для этого необходимо осознать простую истину: Господь пришел спасти каждого, а значит, и лично меня. И каждый может воспринять дар спасения и принести свой маленький ответный дар – веру во Христа, прийти в храм, исповедаться и причаститься, начать ежедневно читать Евангелие и молитвы. Важно положить начало новой жизни, ухватиться за протянутую руку Христову и уже не отпускать ее до конца своей жизни. Еще не поздно. Еще есть время, идет одиннадцатый час.
Сегодня последний день Пасхального периода, когда православные христиане приветствуют друг друга радостным: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Но, как и многое на земле, мы празднуем Пасху здесь в некотором смысле условно. Истинная вечная Пасха — в райских обителях, в Царстве у Бога со всеми святыми. По церковному уставу завтра Отдание праздника Пасхи и далее вспомним, как Господь вознесся к Богу Отцу. Но это не означает, что Спаситель нас оставил одних без Своей благодати. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). Кто-то с утра пришел трудиться на духовное поприще, кто-то — за час до конца работы, Господь всех приемлет и дает одну и ту же награду — вечную жизнь. Он призывает всех, потому что хочет, чтобы все спаслись. И пока человек жив, у него остается такая возможность. Остается возможность улучшить мир, уменьшить степень зла в нем, предотвратить, возможно, какую-то беду.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции