«Подарок» ко Дню России от Америки: чем обернутся новые санкции
Наиболее серьезными выглядят блокирующие санкции против Национального расчетного депозитария, где хранятся в том числе акции, торгуемые на Мосбирже, Национального клирингового центра (НКЦ), который выступает посредником в сделках с валютой на бирже. Также в санкционный список попали страховая компания СОГАЗ, проекты «Арктик СПГ 1» и «Арктик СПГ 3», на которые были большие ставки в плане развития СПГ-технологий и экспорта СПГ, а также против «Газпром инвест», что станет еще одним ударом по «Газпрому», который недавно отчитался о рекордном убытке за четверть века на фоне потери большей части европейского высокомаржинального рынка.
Также введены санкции против пекинских и гонконгских офисов Промсвязьбанка, Внешэкономбанка, Сбербанка и ВТБ. Они были одними из немногих отделений, позволявших экспортерам и импортерам, работающим в сфере российско-китайской торговли, проводить финансовые операции. Также под санкции попали отделения этих банков в Индии. Все это означает, что биржевая торговля валютой (долларом, евро и другими) в России прекращается, и в этом плане сделан еще один шаг назад, во времена, когда рубль был неконвертируемой валютой.
По китайскому юаню пока таких объявлений не было. По всем остальным инструментам, прежде всего по российским акциям, торги осуществляются в прежнем режиме. Все же откат в прошлое происходит пока не до конца. Теперь Минфин и Центробанк для определения официальных курсов доллара и евро будут использовать банковскую отчетность и сведения, поступающие от цифровых платформ внебиржевых торгов.
Попутно из России станет дорого выводить валюту — из-за «непонятного курса», всевозможных комиссий и прочих рисков. Также компании-экспортеры с трудом смогут продавать валюту по выгодному для них курсу. Притом что в РФ введена обязательная продажа валютной выручки. Компании и граждане смогут продолжать покупать и продавать доллары США и евро через российские банки. Все средства в долларах США и евро на счетах и вкладах граждан и компаний остаются сохранными, поспешил успокоить Банк России. Гораздо более серьезным ударом могут оказаться совсем другие санкции: о запрете предоставлять любые услуги в сфере программного обеспечения и ИТ любому субъекту на территории России. Пока, впрочем, трудно представить все последствия такого эмбарго. Ближайшее время покажет.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции