Как мы стали космическим такси.
Или в станках, вывезенных в металлолом с очередного закрывшегося завода, на переплавку, куда ни будь в Китай. Это обычные будни. Разница лишь в продукте и в цене. В данном случае, продукт высокотехнологичный: наша космонавтика, за деньги, выводит спутники для улучшения условий жизни в Америке. Россия не может загрузить своими заказами отечественные космические предприятия, и коммерческие пуски суровая необходимость. Деньги нужны всем. Уже много лет Россия экспортирует оружие за рубеж, оправдывая необходимостью выживания оборонных отраслей. Выживание получается не очень хорошо. Новых образцов техники почти нет. И с космонавтикой похожая история. Деньги буквально растворяются в отрасли, а серьезных изменений нет. Сплошной извоз.
Кто есть кто?
В общих чертах, рынок космических транспортных услуг в мире выглядит следующим образом. Россия выводит любые существующие спутники на любые орбиты, за средние деньги и умеренную надежность ракет-носителей. Участившиеся их аварии, заставляют страховщиков накручивать ставки по рискам запусков, а потенциальных покупателей искать новые предложения на рынках космических услуг.
На пятки нам наступают Европейское космическое агентство и Китай. У обеих надежность носителей статистически ниже, при этом качество и показатель надежности растет с каждым успешным пуском. ESA к тому же «милее и роднее» европейцам чем забугорный Роскосмос. Хотя и ценник у ESA не маленький. Китай вообще готов всех выводить за невысокие деньги, да вот с надежностью у них показатели плоховаты. Пытаясь совместить «свое родное Европейское» и надежность ракет экс-СССР, образовалось два совместных предприятия. Оба запускают доработанные наши ракеты с экватора. Одно из французского космодрома в Новой Гвинее (для средних по массе нагрузок), и другое, с плавучей платформы Sea Launch (для малых по массе). Для запуска тяжелых спутников, в мире существует только наш крайне неэкологичный но надежный «Протон», стартующий с Байконура. «Зеленые» морщаться, но иных альтернатив нет. Некогда лидировавшая на рынке транспортных операций США, оставила ракеты-носители лишь для запуска своих спутников оборонного значения. Ставка НАСА – на коммерческий космос. Достигли успеха и развиваются программы по созданию за частные деньги ракеты-носителя и пилотируемого транспортного аппарата, так что отсутствие Америки на рынке лишь временное.
Путь США наиболее правильный, обеспечивающий наилучшее сочетание загруженности госбюджета, конкуренции на рынке, и поддержания высокотехнологичных институтов разработки ракетно-космической техники. К сожалению, он не может быть реализован в России из-за частичной утраты космических технологий и… тем, что велика вероятность «нецелевого» использования любых вложенных в реальные перспективные проекты финансов.
Таксомотор вызывали?
Теперь о такси. Требования к ракетам для пилотируемых пусков и обитаемым орбитальным аппаратам на порядок выше чем к «обычным» ракетам.
Для пилотируемых пусков, в современной космонавтике, допускались четыре системы.
Россия: РН «Союз» с одноименным орбитальным аппаратом. (используется в настоящее время)
Россия: РН «Протон» с орбитальным аппаратом «ТКС» (до 90-х годов успел отлетать только испытательные пуски, не используется из-за высокой стоимости носителя, но в принципе имеется в качестве задела)
США: Комплекс «Спейс-Шаттл» (снят с эксплуатации из-за низкой надежности и высокой стоимости пусков.)
Китай: РН CZ-2F с орбитальным аппаратом «Шаньчжоу» (используется в настоящее время, активно модернизируется)
Все остальные современные системы не готовы к пилотируемым полетам, хотя активно стремятся и вот-вот их начнут.
В 2000-х годах, в России был период когда она неожиданно для себя оказалась единственной страной, обладающей средствами доставки космонавтов на орбиту. Деньги внезапно пошли чуть более широким потоком чем обычно. НАСА спешно подписывала контракты на пуски их астронавтов, и появились первые космические туристы. Прекрасная возможность для вложений в новые проекты! И Россия вложилась. КА "Союз" прошел очередную дорогостоящую модернизацию до современных требований, с тем что бы признать его морально устаревшим и требующим новой разработки. Взамен надежных отработанных ракет-носителей "Союз", "Протон", "Зенит" и "Молния" было предложены красивые плакаты с нарисованным новым семейством РН "Ангара". С первым пуском где то до 2007-2010 года. Разумеется новой ракете понадобится новые стартовые площадки, которые тоже начали строить еще не окончив согласований ТЗ и аванпроектов между многочисленными спешно подключившимся к бюджету участниками. Для обеспечения успешной кадровой политики, произошел ряд кадровых перестановок в руководствах ключевых предприятий Роскосмоса, с формулировками зачастую заставляющими усомниться в благонадежности всех тех кто руководил предприятиями долгие годы до этого. Наука обогатилась опытом запуска КА "Фобос-Грунт", предназначенного для изучения удивленных глубоководных обитателей Тихого Океана. Развитие глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, напоминало пулеметную очередь. Спутники взлетали и падали один за другим, или умолкали на своих и не очень своих орбитах... Прекрасный образчик перспективных проектов изготовленных из фанеры, под названием многоразовый космический корабль "Клиппер", побывал на нескольких выставках. Впечатлительные мамы с детьми выстраивались в очереди что бы прикоснуться к переднему краю космических исследований. Эти годы не прошли даром, и НАСА успешно перестроилось под новые реалии. Тут и Китай подоспел.
Что дальше?
Рынок услуг космического «таксомотора», в который столь удачно «влезла» Россия в 2000-х годах, стремительно тает. На горизонте виднеются частные коммерческие космические пилотируемые корабли со стороны США. Со стороны Китая, «Тайконафты» приветливо улыбаются и машут с их первых опытных орбитальных станций. Мы же, как ни прискорбно, из этого благодатного но недолго периода монополии на услуги таксомоторов, вышли ни с чем. Прогноз неутешителен – угасание рынка для средних и малых полезных грузов стартующих с территории России. Хотя мы остаемся монополистами с «Протоном» и его тяжелыми спутниками.
Как и на обычных городских улицах, из рынка «космотакси», наших «официальных перевозчиков» будут активно выдавливать частники. Китай врятли будет предлагать какие-то свои решения на этом рынке, но очень вероятно что рынку придется подстраиваться под Китай. Учитывая амбициозность и практические шаги по осуществлению их космической программы, Китай вполне может монополизировать транспортные операции связанные с Луной. Но это уже более далекая история, не ранее 2025-2040 годов.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции