Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

О наказаниях

Общество
Мы живем в то время, когда нам кажется, что вокруг происходит много несправедливости. Сосед, не отличавшийся глубокими познаниями и интеллектуальными способностями, разбогател. Бедная пенсионерка, оказавшись в руках мошенников, лишилась всех своих сбережений. Заказавший в интернете дорогой разрекламированный кухонный аппарат, в действительности оказалась обычная мультиварка. И у людей возникает вопрос: почему Бог их не покарает?

Впрочем, все же неверно будет говорить, что только в наше время встречаются непорядочность, злоупотребления служебным положением, притеснения по каким-либо признакам или обман. Все это уже было с древнейших времен, с момента несправедливой расправы Каина над ничего не подозревающим родным братом Авелем (Быт. 4: 3-8).

Тут вспоминаются строки из псалма: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут» (Пс. 36: 1-2).

То, что Бог не наказывает «злодеев» — это неправильная точка зрения. Душа человека вечна, и расплата за грехи последует после разлучения ее с телом, и для нее это будет тяжелейшим испытанием. Можно даже сказать, что те, кому Бог допускает пройти в этой жизни путь скорбей и болезней, находятся в лучшем положении, у них есть возможность исправления. Скорби и болезни Бог допускает до человека, чтобы он почувствовал свою немощь и греховность и мог сравнить свое состояние: больной и здоровый, грешный и чистый от греха. Тело само по себе не грешит, душа, забыв заповеди Господни, побуждает плоть ко греху. Возьмите тело усопшего, даже если он при жизни страдал пристрастием к вину, после смерти будет ли оно просить стопку? Нет. Душа будет страдать.

Наказание для человека в земной жизни — это не кара, а вразумление. Слово «наказание» происходит от «наказа» — вразумление. Как родители дают наказ своему ребенку что-то делать или не делать, так и Бог учит нас (дает наказ). Неслучайно в Библии сказано: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12: 6), т.е. вразумляет.

О наказаниях Фото: Артур Новосильцев / АГН Москва

А тот, кто оказывается окончательно духовно оглохшим, ослепшим, кого невозможно вразумить и нет надежды на его спасение, — того Он уже не «бьет» и не «делает внушений». Это одна из причин, почему Бог, как нам представляется, никаким образом не трогает таких лютых грешников. Правда, добропорядочные люди, скорее всего, даже в кошмарных снах не могут себе представить, какие внутренние терзания и муки бывают у подобных злодеев. Тому много примеров, даже в нашей художественной литературе. Вспомните Родиона Раскольникова Ф. М. Достоевского. Это же настоящее умопомешательство и ад на земле — преследования совести убийцы.

В любом грехе существует некий порог, некая черта, «точка невозврата», как теперь говорят, после которой уже невозможно вернуться в обратное состояние. Можно привести физиологическую аналогию: отмирают клетки головного мозга и человек начинает болеть (болезнь Альцгеймера). Это ничем не вылечишь: в организме происходят необратимые процессы, дегенерация.

То же самое и с душой: может произойти настолько глубокое и коренное повреждение, что вернуться в предыдущее состояние становится невозможно. Это имеет отношение к любым порокам и страстям: гордыни, похоти, чревоугодия, злобы, сребролюбия и так далее. В любом грехе можно закоснеть настолько, что вернуться из него в обратное состояние будет крайне сложно.

С христианской точки зрения неправильно ждать наказания грешников. Мы должны проявлять к ним сострадание. По крайней мере, не ждать того, чтобы Бог их показательно покарал. Мы должны ожидать, чтобы Бог их вразумил и привел к покаянию. Нам не стоит предвкушать наказаний от Всевышнего Судии по аналогии с нашим человеческим чувством мести. Бог все-таки иначе смотрит на человека — не как мститель и каратель, а как Любящий Отец. Радоваться тому, что грешников накажут — это не по-христиански. Лучше помнить строки из того же псалма: «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину» (Пс. 36: 3). Или читать святых отцов Церкви, например старцев Оптинских, они об этом много писали и говорили. «Господь все видит, и все знает, и всеми управляет по Своему мановению и Своей всесильной воле. Должно это всегда помнить и всячески остерегаться, чтобы не прогневлять Его благости, и самое Его наказание считать для нас великим благодеянием в отношении пользы душевной и вечного нашего спасения» (прп. Амвросий Оптинский).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.