Бог и грешники
Каин позавидовал Авелю и убил его, хотя Бог мог спокойно заступиться за Авеля и отвести от него смерть.
Но когда мы рассуждаем подобным образом, мы смотрим на человека исключительно в рамках его земной жизни. Касательно указанного библейского сюжета, у нас восприятие происходит уже с высоты прошедших эпох, и мы можем с уверенностью сказать, где пребывает Авель — в блаженной жизни с Богом.
Злой человек может нанести вред кому бы то ни было. И невинных жертв может быть очень много — далеко за примерами ходить не надо. В истории много таких случаев. Но в плане вечности и спасения своей души, и разбойник может покаяться (вспомним евангельского благоразумного разбойника, который уже находясь на кресте обратился ко Христу «Помяни мя Господи…»), и человек, невинно убитый, сможет после смерти оказаться ближе к Богу, чем он был бы, к примеру, прожив долгую счастливую жизнь. Все события любой человеческой жизни происходят согласно неизведанным нам путям промысла Божьего о каждом человеке. И когда мы задаемся вопросом: «А почему, а за что?» — мы тем самым пытаемся поставить себя на место Всевышнего Судии и измерить Божественную любовь категориями человеческой справедливости.
Но где наши представления о справедливости, и где Божия любовь? Божия любовь неисчерпаема, безгранична и до конца непознаваема. А человеческая справедливость прямолинейна, субъективна — зависит от мнения каждого, и, естественно, ограничена нашим рассудком. Даже более того, можно сказать, что понятия о добре и зле, «так принято» или «так не принято» разнились и разнятся по сей день в зависимости от культурных традиций, вероисповедания, социального статуса в обществе, эпох, политических ситуаций. Перечислять можно бесконечно. И когда мы пытаемся Божию любовь измерить людскими мерками, то это похоже на то, как если ребенок будет линейкой измерять глубину моря. Не скажем ли мы, что это — дело смешное и бесполезное?
Говоря о тех же библейских персонажах, обратим внимание, что мы видим на страницах книги Бытие диалог Бога с Каином. Господь пытается его вразумлять, и говорит ему, что «грех лежит у дверей» его, но он, Каин, может, если захочет преодолеть его. И потом, после совершенного Каином убийства, спрашивает: «Где Авель, брат твой?» (Быт. 4: 9), пытаясь, таким образом, пробудить в его сердце покаяние.
При всем том, мы совсем не видим диалога Бога с Авелем: нет предупреждающих слов и его защиты. Складывается впечатление, что Бог больше переживает об убийце Каине, а не об Авеле. В то время как мы, будучи людьми, полностью занимаем сторону праведника, невинно убиенного братом, и осуждаем Каина, нам совсем его не жалко, а Бог больше заботится о Каине.

Почему такое происходит? Авель достиг Царства Божия, и это произошло в дни в его земной жизни, и тем более, после невинной смерти, а вот с Каином — большой вопрос, где он оказался, если решился на убийство своего брата. Поэтому Бог постоянно тянет Каина в противоположную сторону от греха. И после того, как Каин все-таки совершает убийство и не открывает это Богу, Господь призывает его к покаянию.
Но Каин не раскаивается, и Господь изгоняет его, но при этом говорит, что «всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» (Быт. 4: 15). Даже после того, как Каин первый в истории человечества согрешил, совершив братоубиство, он остается под защитой Бога. Господь дает ему некую гарантию того, что Каина не тронут. Для того, чтобы избавить Каина от кровной мести и продлить его жизнь для покаяния.
Велико милосердие Божие! Но, все-таки, тема преступления и наказания для людей всех времен, взглядов, народностей до сих пор остается открытой. Нет ответа на множество вопросов.
Нам дано от Бога предупреждение: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7). Значит, все дело в мыслях человека (грех «влечет… к себе»), в его способности объективно оценить различие между добром и злом. Это же совет раненому грехом человечеству. Нам не дано понять до конца всех путей Божьего промысла, «разум Его неисследим» (Ис. 40: 28). Но в нашей власти делать выбор — жить по вечным заповедям или нарушать их. Тут каждый решает сам.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции