Главное
Истории
Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Сумерки

Сумерки

Шекспир

Шекспир

За кого нужно молиться?

Общество
У человека, мало знающего о православной вере, иногда может возникать вопрос: молиться за родных и близких, за тех, кто очень дорог и любим нужно, а вот молиться за малознакомого или вовсе незнакомого человека, и тем более, если у него есть тяжкие грехи, может быть опасно? Ведь обращаясь к Богу за таких людей, человек сам может впасть в искушение.

Тут все зависит от разных обстоятельств. Например, можно молиться с чувством самонадеянности и гордости, мол, «я его сейчас отмолю». Это — неправильно. А если христианин возносит свои молитвы по любви к другому, пусть даже его не знает, — то это нормально и является выполнением заповеди Христа о любви к ближнему (Мф. 22:39; Лк. 10:30-37). Особенно, если это обращение к Богу происходит на богослужении, когда молитвенные воззвания многих людей объединяются в мощный голос всего народа. Можно вспомнить прошения на ектениях (в переводе с греческого языка слово «ектения» означает «сугубое моление»), они охватывают разные стороны человеческой жизни и разных людей: и страждущих, и путешествующих, и «озлобленных», о «в заточении сущих», и власть имущих, и болящих и тех, кто уже ушел в мир иной. Общественная молитва не возносится только о яростных богоотступниках, отлученных от Церкви, и самоубийцах, осознанно лишивших себя жизни.

Молится нужно за всех, и даже за тех, кого мы считаем проводит порочную жизнь. Возьмем ситуацию, у знакомого кто-то из родных, или его сослуживец подвержен какой-то зависимости, почему не поддержать его в молитве за страждущего? Или если человек молится за своего коллегу по работе, но при этом не знает его внутреннего устроения, и как он проводит свой досуг? Мы же совсем не знаем, что в ком «живёт», какие помыслы одолевают душу другого человека. Видим только оболочку, внешность, то, что человек готов нам показать. Порой многого не знаем даже о самых близких людях, с которыми живём бок о бок. Кто может сказать, что знает все тайные грехи своего соседа? Нам Господь не дал права судить ближнего, а помочь ему мы обязаны, и наша молитва – это ему помощь и поддержка в его противостоянии греху. Апостол Иаков говорит: «Молитва веры исцелит болящего…, и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:15). Наша молитва поможет справиться человека с его недугом.

Есть еще такая точка зрения: «Если хочешь молиться за других, вначале изменись сам. А пока ты весь во грехах, надо за себя молиться, а потом — за кого-то. Как можешь другому дать то, чего сам не имеешь?» Кажется — правильные суждение. Но вспомним, что говорит апостол: «Молитесь друг за друга» (Иак. 5: 16). Это — прямая заповедь нам. Он не говорит: сначала очиститесь, потом будете за остальных молиться. И то, и другое надо делать.

Но если кому-то покажутся слова апостола Иакова советом человека, жившего «очень давно», и потерявшими актуальность, то вот слова нашего недавнего современника отца Иоанна Крестьянкина из его переписки: «Научиться молитве можно, начав молиться не языком только, но сердечным обращением к Господу. Вас учит молитве тревога за сына. Молитесь, Господь Вас слышит». Отца Иоанна, наверно, никто не мог бы упрекнуть в неумении молиться или незнании внутренней сокровенной жизни души человеческой. Здесь неважно конкретно кто нуждается в молитвенной помощи — сын, дочь, отец, бабушка или сосед. Важно искреннее обращение к Богу. Тогда молитва будет услышана.

У преподобного Варсонофия Великого есть ответ брату, который спрашивает: «Отче, надо молиться за царя, за страну. А кто я такой, чтобы за царя молиться, чтобы меня Бог послушал?» Преподобный Варсонофий ему отвечает, что надо не этими вопросами задаваться: «кто я такой» и подобное, а добросовестно исполнять свое послушание: дана тебе заповедь молиться за царя — молись. У нас есть апостольская заповедь: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тим. 2: 1-3) Все прочие размышления про свою «худость» и «недостоинство» в данном случае – от лукавого. Молиться друг за друга мы обязаны, ибо через это мы исполняем закон любви к ближнему.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.