О детском чтении
Отец читает, а ребенок внимательно слушает и рассматривает картинки. Вероятнее всего, это книга сказок. Давайте задумаемся, что ребенок только слушает? Нет, не только. В это же время он усваивает, что такое хорошо и что такое плохо. И далеко не всегда в книжках это будет объясняться настолько же прямо, как в известном стихотворении Владимира Маяковского. Художественный текст обычно не учит открыто, как в учебнике, а помогает читателю (слушателю), даже если он маленький, самому понять главное. Слушая, ребенок запоминает хорошие сказки, будь то они народные или написанные лучшими авторами, и, если он еще сам не читает, то с интересом изучает иллюстрации — и начинает впитывать традиционные, проверенные временем и жизнью многих поколений ценности. Постигать, что такое дружба, почему кощей злой, а богатыри на стороне добра, зачем надо опасаться хитрой лисы и помочь убежать маленькому зайчику. А волк — точно паршивец и негодяй, всех хочет съесть. И поверьте — это ориентиры на всю жизнь. Они во многом определяют культурный код и менталитет в будущем ребенка.
Время идет. Ребенок уже подросток. И сколько взрослых пап, мам, бабушек‑дедушек рады, когда он читает книгу. Они готовы купить еще книг, которые только попросит сын или дочь, внук или внучка, но при этом нередко они вовсе не интересуются содержанием и качеством, чего он читает. А перед подростком то и дело встают важные жизненные вопросы, о которых раньше он и не задумывался. Он смотрит на мир, пробует его понять, а еще разобраться, кто же он сам в этом мире. И ответы на свои вопросы он, пусть даже не вполне осознанно, ищет везде: и в окружающей его действительности, и в словах значимых для него родных и знакомых, и в мнениях ровесников и ребят постарше, и в кино, и в литературе, и в других видах искусства.
Для формирования личности очень важно, какие ценности и идеалы найдет подросток в адресованной ему литературе, какими там будут герои, что будет показано как норма, а что — как недопустимое, к чему явно или исподволь будет звать его автор. Бывает, что взрослые держат книгу в руках, просматривают (или узнают ее суть с чужих слов) и думают: «Весело, современно, интересный сюжет, язык молодежный — подойдет, не заскучает мой Васенька (или Петенька), пусть читает».
Это неправильный подход. Главный вопрос, который нужно себе задать: что стремительно растущий юный человек усвоит из этого произведения, какие убеждения оно может сформировать, какие мысли вызовет? В современной книге для молодежи, к сожалению, может быть то, что не только не способствует закреплению в еще незрелых умах в хорошем смысле консервативных, подлинных духовно-нравственных ценностей, но и прямо противоречит им. Это могут быть и отношения с родителями и к родителям, и чрезмерная «свобода» в отношениях между мужчинами и женщинами (а то и однополая* «любовь»), и пропаганда жизни только для себя, эгоцентризма и самости. Встречается порой и романтизация некоторых действий, которые в реальной жизни называются правонарушениями. Поэтому то, что читает и смотрит еще очень молодой человек, как минимум заслуживает внимательного отношения со стороны старших родных.
Самим взрослым, сформировавшимся вроде людям, может казаться, что на них литература влияния уже не оказывает: есть определенный пройденный жизненный путь, накопился свой опыт. Но это иллюзия. Если мы читаем, например, классику, она пробуждает в нас чувства добрые, напоминает о главном, помогает оставаться носителями образа Божия, пусть по маленькому шагу, в меру возможностей, идти вверх, стараться жить так, чтобы лучшее в нас преобладало и расцветало, а темному и отталкивающему оставалось все меньше места. Если же мы раз за разом читаем что-то сомнительное, вредное, сначала к нам приходят мысли не лучшего свойства: мы вспоминаем прочитанное, думаем о нем, и прорастают первые ростки греха и соблазна пойти более «интересным», легким путем, вслед за героями произведения решить, что культурные и духовные ценности, оставленные нам предшествующими поколениями — это что-то из прошлого, давно отжившее свой век, а в наше время надо жить по-другому. Вслед за мыслями приходят слова — и вот мы уже обсуждаем с кем-то прочитанное и убеждаем то ли себя, то ли своего собеседника, что герои книги в общем-то правы, а поэтому и нам можно не предъявлять к себе «слишком строгие» требования.
Тут нелишним будет напомнить, что и визуальный ряд оказывает сильнейшее воздействие на психику человека, как взрослого, так и тем более еще несформировавшегося ребенка. Чтение сомнительного содержание книг с иллюстрациями, популяризирующими грех, просмотр фильмов, увлечение компьютерными играми нередко приводят к печальным результатам для психического здоровья молодого человека, а порой к чудовищным преступлениям. Прочитав десятки книг, где ложь, воровство, разбой будут представлены в романтическом ореоле, а герои, совершающие, например, кражи и насилие, пользующиеся клеветой, заведомым обманом для достижения своих целей, представлены интересными, замечательными людьми, то нравственная шкала как взрослого, так и молодого человека может пошатнуться.
Нам нужно помнить о лучших произведениях фольклора, о ставших сокровищами для всего человечества текстах древности, о проверенных временем литературных произведениях, которые напоминают читателю о важности традиционных духовно-нравственных принципов. Они должны входить в круг чтения каждого человека — соответственно его возрасту: ребенок будет открывать для себя мир книг постепенно, взрослому доступно все. Как тут не вспомнить назидание апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Ведь на то и дарована венцу творения воля и свобода выбора.
Писателям и издателям необходимо трудиться для того, чтобы создаваемые сегодня произведения несли в себе подлинные ценности добра, раскрывали смыслы жизни и показывали путь к Богу. Важно, чтобы именно такие книги приходили к читателям. Но не стоит забывать, что для православных христиан Книгой книг является, конечно, Евангелие. Александр Сергеевич Пушкин так говорит о нем: «Есть Книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицей народов. Книга сия называется Евангелием — и такова ее вечно новая прелесть».
А мы читаем ли Евангелие? Если будем его читать, то его слова будут просвещать наше сердце, и меньше зла будет в мире. И важно вернуть в нашу жизнь семейное чтение.
*Движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в России.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции