Чайковский-то уже не украинец
Однако не все так просто в среде бандеровцев. Имя Чайковского на вывеске академии было не столько данью великому композитору, отражением его вклада в том числе и в культуру Незалежной. Нет, надо было доказать, что композитор… украинец. Дело в том, что, с одной стороны, попытки отмежеваться от некогда единой с Россией культурной среды, а, с другой, осознание, что своего незалежного вклада в мировую цивилизацию с лупой не найти, породили у самых упертых нациков ощущение когнитивного диссонанса. В результате великим стали посмертно выдавать «украинские паспорта»: объявлять их щирыми украинцами. Ради этого даже повести Николая Гоголя срочно перевели на украинский язык.
Вот и Чайковского некоторое время упорно пытались представить знаменосцем как раз той самой украинской культуры, которую, дескать, российские имперцы присвоили себе. Скажете, что это абсурд? Отнюдь. Достаточно вспомнить, как в свою президентскую бытность Ющенко поучал молодых сограждан тому, как им необходимо гордиться богатейшей украинской культурой: «Важно иметь свой собственный Лувр и знать, что Чайковский — Чайка — украинский композитор и что Репин — Репка — украинский художник, а Достоевский — украинский писатель!». А русский язык также — часть украинской культуры, вне которой не имеет никакой ценности. А вы по-прежнему полагаете, что Зеленский стал первым клоуном, пришедшим к власти в Киеве.
Тут вспомнилась история, случившаяся почти сразу поле выхода Украины из состава СССР. В Киеве решили назвать одну из улиц в честь великого футболиста Олега Блохина, который всю жизнь, как известно, играл за киевское «Динамо», витрину местного спорта. И тут выяснилось, о ужас, что у футболиста русский отец. «Москаля» порешили не увековечивать. В остальном все родившиеся на Украине известные личности — ученые, художники, писатели — неизменно объявлялись истинными украинцами и носителями сугубо местечковой культуры. Даже если они провели там несколько лет безмятежного детства в отеческих поместьях. В результате «украинцами» стали космический конструктор Сергей Королев и создатель первого тяжелого российского бомбардировщика «Илья Муромец» Игорь Сикорский, этнический поляк, считавший себя русским националистом. Особое внимание в Киеве уделяют известным художникам, требуя, чтобы в музеях разных стран под полотнами Куинджи и Айвазовский, имевшего неосторожность жить и работать в Крыму, который был частью Херсонской губернии России, указывалось, что это украинские художники.
Сейчас идет борьба за украинство Казимира Малевича, основателя художественного течения — супрематизм. Опять-таки речь идет о поляке, который учился в Петербурге, где состоялся как художник, жил в Москве и эмигрировал В Европу. И в принципе своей судьбой символизирует нераздельность мировой культуры, но какое дело до таких деталей творцам украинских мифов. А вот Чайковского из украинцев пришлось все-таки разжаловать. Очередная зрада.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции