Главное
Карта событий
Смотреть карту

Великая война: взгляд из сегодня

Развлечения
Великая война: взгляд из сегодня
/ Фото: «Вечерняя Москва»
В День защитника Отечества по телевидению показали лучшие фильмы последних лет о войне. Да, все эти картины давно уже были в прокате, но, собранные вместе, они дали пищу для размышлений о развитии военной темы в современном кинематографе.

Вывод главный: и сегодня можно снимать живое, без лишнего пафоса и квасного патриотизма кино о великой войне. Лучший, пожалуй, пример - «Мы из будущего» с продолжением «Мы из будущего-2» Андрея Малюкова. Классический пример взгляда из настоящего в прошлое без риторики и нравоучений. Адресованный больше молодому зрителю, рассказ о попавших в военную мясорубку «черных археологах» заставляет гордиться подвигом дедов. К сожалению, в эфирную сетку не попал фильм «В тумане» Сергея Лозницы по повести Василя Быкова – картина, наследующая лучшие традиции психологического кино. Талантливо показанная человеческая драма не отпускает зрителя до самого последнего кадра.

Наиболее спорны, конечно, показанные в прайм-тайм фильмы Никиты Михалкова и Карена Шахназарова. Только ленивый еще не прошелся по недостаткам второй и третьей частей «Утомленных солнцем». Тут и неоправданные жестокости, все эти залитые кровью оторванные руки-ноги, и слабый сценарий со странными воскрешениями героев, и сквернословие. Сразу вспоминается, что «Предстояние», этот самый дорогой в производстве фильм, не окупился даже на четверть. Небесспорен и «Белый тигр», особенно это касается странного финала, где Гитлер оправдывается перед неким таинственным незнакомцем...

И все же показанные одна за другой современные картины о войне дают повод для оптимизма. На фоне сериального мыла, которым даже лучшие телеканалы страны без устали умывают своих зрителей, все перечисленные картины – едва ли не шедевры. Это настоящее кино, которое может нравиться или не нравиться, вызывать восхищение или отторжение, но в любом случае тут есть о чем говорить. При всех претензиях к михалковской эпопее ее следует посмотреть хотя бы ради великолепных батальных сцен. Там все натуральное, цитадель – из настоящего бетона, на массовку, грим, костюмы денег не жалели. Едва ли не первая российская военная мистика Шахназарова интересна другим: общение человека с танком непривычно, но, безусловно, этот ход так и тянет обсуждать. В целом же вся палитра таких разных фильмов и составляет взгляд современных режиссеров и – шире – современного человека на Великую Отечественную войну. Картины личные, порой субъективные, но, безусловно, живые. А значит, военная тема в нашем кино, несмотря на 70-летнюю историю, по-прежнему жива, и, чем черт не шутит, можно ждать, что кто-то в будущем снимет и что-то еще более значительное.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты
Эксклюзивы