Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

О роли яблока в судьбе ученого

Технологии
/ Фото: «Вечерняя Москва»
Не знаю как сейчас, а раньше нам в школе арифметические действия объясняли на яблоках: у Пети их было пять, два он отдал Маше; сколько яблок осталось у Пети? Правильно, три. На этом, думал я, мои отношения с «математическими яблоками» и завершатся. Но верно говорил Коммонер – все связано со всем.

Когда в юридическом институте довелось изучать интеллектуальную собственность, то услышал интересный пример: «Если у нас с тобой по одному яблоку и мы ими обменялись, у каждого все равно осталось столько же. Но если у каждого из нас была идея и мы ими обменялись, то у каждого стало уже по две идеи».

Эти примеры всплыли в памяти, когда стало известно о ситуации вокруг Академии наук. «Лучше, конечно, чтобы этого закона не было…», - сказал в одном из интервью президент РАН Владимир Фортов, выражая мнение научного сообщества о навязанной академикам реформе.

Но он уже есть. Ученым легче было сделать открытия мирового масштаба, чем отстоять свою точку зрения – это тоже характеризует наше время «яблочного мышления»: главное, чтобы результат был быстрый, четкий и эффективный. Чтобы открытия совершались с 10 до 13 часов. И чтобы разговаривали на рабочем месте поменьше. Что-то подобное уже было описано в повести И. Грековой «Кафедра». А если из этих разговоров «вырастут» новое лекарство или новейшая технология? Как гоголевский «Ревизор» из рассказанного Пушкиным анекдота.

Задолго до этих событий академик Б.В Раушенбах писал: «Когда начинают говорить, что Академия наук должна приносить прибыль, я расцениваю это как глупость. Государство должно вкладывать средства в фундаментальную науку, не интересуясь результатом, то есть, практически тратя деньги «просто так». Это может себе позволить только высокоцивилизованное общество, ведь материальную выгоду от фундаментальной науки нельзя пощупать руками. Но в противном случае мы неизбежно скатимся к положению третьеразрядных стран, и подняться вновь, возможно, никогда уже не сможем». И он же предупреждал, что из фундаментальной науки в практику может попасть всего 10 или даже 5 процентов разработок, но «эти 5 процентов – прорыв к новым технологиям, что в конечном итоге позволяет стране не оказаться сырьевым придатком высокоразвитых стран».

Не знаю, кем и как будет применяться принятый закон. Наверное, управлять НИИ станут эффективные менеджеры, которые вряд ли согласятся с «праздной мыслью» Б.В. Раушенбаха. Наверное, они придумают схему получения быстрой прибыли – по аналогии с чем-то им известным. Тогда чего же опасаются ученые? Просто пример с яблоками – уже не для них.

Не стал бы писать об этом, но недавно «эффективный менеджер» поинтересовался: «Зачем вам эти конференции? Одни траты, а прибыли никакой». Я не стал уточнять: а зачем, по его мнению, школы, музеи, библиотеки? Одни траты… Но при этом вспомнилась фраза профессора Е.П. Кучборской, чьи лекции посчастливилось слушать 35 лет назад: «Человек, читавший «Илиаду», всегда будет отличаться от того, кто ее не читал».

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Учитель и кардинал

Колонка нашего обозревателя Сергея Лескова

В детстве из книжных героев самым страшным мне казался кардинал Ришелье, который злобно преследовал веселых мушкетеров. Потом я узнал, что кардинал был противником всеобщего образования и говорил, что государство, все подданные которого грамотны, было бы так же чудовищно, как тело, имеющее глаза на всех своих частях. Современник Ришелье английский лорд-канцлер Бэкон всячески поддерживал образование и говорил, что «Знания – сила». Уважение к знаниям предопределило бурный промышленный рост и экономическое лидерство Англии на многие века.

Это урок для всех стран и всех народов. И об этом уроке стоит напомнить в День учителя, который отмечается 5 октября в России и во многих странах. Уверен, учитель - это самая древняя профессия. Не труд сделал человека человеком, а прежде всего учитель. Накопление и передача знаний выделяет человека из всего земного многообразия (далее...).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.