Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Диктатура клика

Общество
Диктатура клика
Фото: «Вечерняя Москва»
Многие блогеры не любят журналистов, а многие журналисты не любят блогеров. Когда одно совмещается с другим в одном человеке – не начнется ли в нем процесс раздвоения личности?

Я таких уже видал: самолюбование собой любимым в блоге ведет к утрате прежних профессиональных качеств – скажем, журналиста-расследователя. Зачем копать, если можно просто «звездануть» в блоге так, что это разлетится, как вонючие брызги от брошенного в затхлый пруд камня.

Заведя подписку на некоторых публичных фигур – мол, любопытно, что же они там пишут в своих откровениях, довольно быстро обнаружил, что сказать им по большей части нечего: мыслей меньше, чем знаков в «твите», но сотрясание информационного пространства бессмысленными постами продолжается. Потому что, как говорится, без паблисити нет просперити.

Меня раздражает, когда в ленте новостей соцсети идет нескончаемый мутный поток того, что называется «информационным шумом». Вот «милый котик», вот чей-то вид из окна, вот собственноручно приготовленное кем-то блюдо, вот и сам автор, его съевший. Вот физиологический перечень ощущений после обеда. Посты котиков перемежаются с социальными «воплями», которые можно отнести к категории «долой кровавый режим». Фильтровать весь этот «базар» неимоверно трудно.

Собственно, вот одно из последствий новой информационной эпохи: единицы информации («котики» и «долой») стали совершенно равнозначными. Дело читателя фильтровать и выстраивать собственную иерархию жизненных и общественно-важных (для него лично) событий. Никто не укажет – вот это «первая полоса», а это последняя, из разряда необязательного чтива «их нравы» и в «мире интересного».

Профессиональные журналисты получили теперь еще одну функцию – они сортируют весь этот мусор, пытаясь в своих профессиональных СМИ выстроить хоть какую-то иерархию. Однако действовать им приходится в условиях «диктатуры клика». То есть играть по тем же правилам, что и блогеры: чем больше у тебя «кликов» и «лайков», тем, значит, твоя статья «успешнее». Соответственно, выгоднее написать один хлесткий текст про, скажем, гомосексуалистов, умучивших, скажем, отца Кураева в подвалах Мавзолея, нежели десять текстов про хитроумные закоулки правительственной мысли насчет вашей пенсии.

Под воздействием блогосферы уровень профессиональной журналистики эволюционирует, увы, не всегда в лучшую сторону. С одной стороны, блогеры – помощники прессы. Они подкидывают информационные поводы, которые сами не в состоянии столь же оперативно и масштабно распространить («расшарить»), как профессиональное СМИ, особенно мультимедийное.

С другой стороны, соревнование в скорости обгоняет мысль – то есть идет в ущерб часто качеству информации. И пресса подчас забывает о своей обязанности перепроверять информацию, выслушать вторую сторону. С третьей стороны, уж и сама публика становится все менее взыскательна. Выращенный на блогах читатель не утрудит себя вниканием в слишком сложную для него проблему, если не увидит на поверхности лежащей сенсации. У молодого поколения вообще уходит привычка читать и понимать тексты длиннее, чем 20 строк.

В процессе взаимодействия блогов и СМИ создаются и некие «гибриды». Блогеры, кучкуясь, становятся сами по себе СМИ. Скажем, ежедневная онлайн-газета типа Huffington Post – ничто иное, как агрегатор блогов. И она сверхуспешна. Все больше СМИ напрямую обращаются к блогерам за информацией, сажая на контракты. Эдакий краудсорсинг делает процесс изготовления новостей намного дешевле. Однако кто сказал, что чем создание новости дешевле, тем она сама качественнее и ведет, в свою очередь к росту капитализации самого СМИ?

Не роют ли они тем самым яму журналистике как профессии? Может, и роют, но процесс этот бесконечный. Я не верю в смерть профессиональных СМИ в обозримом будущем. Зато охотнее поверю в кризис социальных сетей, состоящих из всевозможных блогов. Потому как многие люди могут подумать: зачем все это читать и тратить на это драгоценное время, если читать там, по большому счету нечего. То есть блогосфера будет все более специализироваться, сбиваться в группы по отдельным направлениям, объединяя людей, близких по профессиональным, ментальным и социокультурным потребностям и уровням.

А чего все-таки у блогосферы по-прежнему не отнять, так это свободы. Ее там столько, что можно подавиться, не переварив. И мало кто уже может пожаловаться на то, что какой-то информации нет. Она есть, ее просто надо уметь найти и воспринять. Последнее – не менее важно, чем первое. Ибо «стена», построенная в головах – из невежества, фанаберии, неготовности слушать иное мнение и утруждать себя мыслительным процессом для выработки собственного критического суждения – оказалась куда выше, прочнее и неприступнее, чем Берлинская стена на земле.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

ЕСТЬ МНЕНИЕ

О мой блог!

Колонка обозревателя Екатерины Рощиной

Новое время принесло новые реалии. Люди, конечно, всегда писали дневники. Обычно - в стол: в надежде, что станешь ты потом великим, и после смерти дневник опубликуют.

Тогда-то все и узнают, кто тебя обижал, о чем ты думал, лет эдак сто назад. Подавляющее большинство "дневников" до широкой публики не доходило, шли на растопку печки. Но некоторые - штучные - публиковали.

Мой любимый писатель Юрий Нагибин всю жизнь писал свой "Дневник". Писал для себя, не для публикации. Потом, уже в конце жизни, издал. Без купюр. Книга вызвала скандал: резкий, наблюдательный, острый, Нагибин "припечатал" многих (далее).

 

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.