Ген Владимира Высоцкого
  / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Ген Владимира Высоцкого

Культура
… Пытаюсь вспомнить момент, когда я узнала, что Лукоморья больше нет, что жираф влюбился в антилопу, а сомнительного друга надо тянуть в горы. Пытаюсь – и не получается. Казалось, что понимание, что Лукоморья-то нет пришло сразу же после истории о чудесах, лешем и сидящей на ветвях русалке.

Но разочарования не наступило. Напротив, вторая версия (правда, как позже выяснилось, - неполная) неокрепшему детскому уму нравилась больше.
Любовь к Высоцкому никто и никогда искусственно привить не пытался – ручонки сами тянулись к самиздатным тетрадям с непонятными стихами, а 25-го января, в день рождения родного дяди Вовы уши всегда безошибочно улавливали хриплый голос другого дяди, тоже Вовы, которого почему-то очень любил первый. Позже выяснилось, что совпадения имен – случайность. Но разочарования снова почему-то не наступило.

Как дитя девяностых, я исправно подпевала подругам, вещавшим про тополиных пух и ветер, дувший с моря, но когда в школе задавали учить стихи о войне, то первыми на ум приходили строки про сгоревшую дотла Землю и Братские могилы.

А потом, конечно, были первые влюбленности с мечтами о том, чтобы кто-то забрал во дворец, где играют свирели или хотя бы в рай в шалаше с четким представлением, что дышать и любить – синонимы.

Высоцкий, будто все время живший в моих сознании и подсознании своей жизнью, вырвался на свободу в один момент. Противная московская осень. Кажется, что все плохо. Непонятно ни про что – ни про работу, ни про жилье, ни про деньги… И вдруг откуда-то падает билет в театр. Таганка. «Владимир Высоцкий».
Диалог Высоцкого и актеров. Спектакль – памятник. Спектакль-посвящение. Спектакль-благодарность. Спектакль, в котором было не только про Гамлета, но еще и и про Лукоморье, и про правду-ложь, и про баньку по-белому, и про охоту на волков…

Финальные «Кони привередливые» будто открыли шлюзы, и все, копившееся в душе, вырвалось наружу… А роза, которую Валерий Золотухин положил к осиротевшей гитаре, контрольно выстрелила в голову. И вдруг неожиданно появились силы.

…И потом, когда было плохо или непонятно, или странно, ноги сами несли на Таганку. К Высоцкому. 25 января 2013 года спектакль играли без Валерия Золотухина – друга, товарища, партнера Владимира Семеновича… Еще никто не знал о страшном диагнозе Валерия Сергеевича, говорили просто – заболел. Но магия спектакля вдруг неожиданно пропала. И родился внутренний протест, необъяснимый, но невероятно сильный, – больше не надо. Не надо не только «Владимира Высоцкого», но и Таганки. Вообще. Да, это спектакль без главных и второстепенных ролей, да, Таганка – театр- единый организм, театр-коллектив. Но все знания и представления о том, куда нужно ходить и что нужно смотреть, оказываются почти бессильны, когда внутри все говорит: «Не надо. Просто не надо».

Но на Таганке я все-таки оказалась. И снова в ноябре, как и в день нашего первого знакомства, с момента которого прошло 2 года. Выставкой художницы Ксении Перетрухиной «Попытка альтернативы» открывалась череда мероприятий, посвященной 50-летию Таганки и осуществляемых молодой Группой юбилейного года. Собралась вся театральная Москва, и вдруг случился скандал, попавший в топы Яндекса. Часть артистов Таганки протестовала против чужаков, которые со стен сняли старые афиши, программки, фотографии, и на кипельно белое пространство нанесли тексты – цитаты. Размышления о роли художника, попытка отрефлексировать судьбу театра…Артисты кричали, общественность спорила…А в душе вдруг знакомо кольнуло: «Это та Таганка!» Но ведь в текстах, ставших выставочными экспонатами, не было ни слова ни про Лукоморье, ни про баньку, ни про коней, из детских воспоминаний о которых и выросло инстинктивное ощущение «той самой Таганки». Не было там даже про Высоцкого или «из Высоцкого»! Но почему-то картинка стоявших рядом маленькой Ксении и высокого Вениамина Смехова, поддержавшего художницу и игравшего когда-то вместе с Владимиром Высоцким, сработала мостом. Мостом, который соединил в сознании не только Таганку 60-ых и сегодняшнюю, но и помирил детское инстинктивное представление о Таганке с Высоцким и представление о реальной жизни реального театра. Протеста больше не было.

Почему? Разгадка открылась случайно. В конце интервью автор выставки, художница Ксения Перетрухина, вдруг заговорила о том, что практически у каждого в России (да и за ее пределами) в душе живет свое представление о Таганке и о том, что Таганка для России – больше чем театр. История про первую встречу с Таганкой (невозможная без рассказа о своем Высоцком из детства) всплыла сама собой. На что художница (к слову, принадлежащая к другому поколению) ответила: «Я Вам кое-что покажу. Я не стала это использовать в выставке, решила – слишком личное. Но сколько мы работаем на Таганке - столько я это ношу с собой». Раскрыла рюкзак. Достала пленку, с закрепленными буквами. И всего одна фраза объяснила, почему вдруг внутри возникло ощущение «той самой», своей Таганки: «Мой папа – фанат Высоцкого».

[OBJ Владимир Высоцкий - "Купола российские"]

СПРАВКА «ВМ»

«Владимир Высоцкий» - легендарный спектакль Юрия Любимова, поэтическое представление, задуманное как диалог актеров на сцене и голоса Высоцкого. Впервые был показан в годовщину смерти поэта и артиста 25 июля 1981 года. Затем постановку запретили по соображениям цензуры на несколько лет. Вторая премьера состоялась 25 января 1989 года. В спектакле заняты как актеры, которые работали на сцене с Высоцким, так и молодые артисты, воспитанные на поэзии Владимира Семеновича.

Группа Юбилейного года - команда режиссеров, художников, театроведов, менеджеров, возглавляемая Дмитрием Волкостреловым и Ксенией Перетрухиной. В рамках 50-го юбилейного сезона в Театре на Таганке Группа юбилейного года осуществляет художественный проект, посвященный осмыслению истории театра.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

По песням Высоцкого студенты учат язык

25 января, исполняется 76 лет со дня рождения великого русского певца, артиста и поэта Владимира Высоцкого.

Владимир Семенович — символ целой эпохи. Высоцкий обладал настолько громким голосом, что слышали его по всей планете. И везде, где он когда-либо бывал, память о нем живет по сей день. Чтобы убедиться в этом, мы позвонили в Музей Владимира Высоцкого в польском городе Кошалин и поговорили с его директором Марленой Зимной.

— Марлена, здравствуйте! Как вы отмечаете день рождения Владимира Высоцкого?


— Мы 12 лет подряд проводим в честь этого события международный фестиваль документальных фильмов — «Страсти по святому Владимиру». Гостей много. В этом году был интересный проект из Нью-Йорка. Два джазовых музыканта — пианист и певица дали концерт «Сотрудничество с бездыханным поэтом».
Высоцкий звучит бурно. (читайте далее)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news