Ключ к преодолению разобщенности. Неделя 32-я по Пятидесятнице
Митрополит Калужский и Боровский Климент / Фото: Юрий Чаус специально для Вечерней Москвы

Ключ к преодолению разобщенности. Неделя 32-я по Пятидесятнице

Общество
Евангелие этого воскресного дня продолжает повествовать о пребывании Христа в Иерихоне.

Новость об исцелении слепого при входе Спасителя в город моментально разнеслась среди его жителей. Множество людей вышли на улицу посмотреть на Праведника, сотворившего это чудо.

Поспешил туда и «Закхей, начальник мытарей и человек богатый», но толпа, окружавшая Христа, стала для него непреодолимой стеной, поскольку он «мал был ростом» (Лк. 19, 2–3). Однако его профессиональная смекалка подсказала ему решение – забежать вперед и залезть на смоковницу. Дерево это сохранилось до наших дней, оно растет на перекрестке, и с его верхушки просматривается вся дорога. Закхей не собирался ничего просить, он просто «искал видеть Иисуса» (Лк. 19, 3). И Спаситель тоже «увидел его»: взглянув на дерево, Он обратился к Закхею со словами: «Сегодня надобно Мне быть у тебя», и Закхей «поспешно сошел и принял Его с радостью» (Лк. 19, 5–6).

Это важный момент в данном евангельском сюжете. Попытаемся соотнести его со своей жизнью. Например, пропуская воскресную службу в храме, мы часто ссылаемся на различные обстоятельства, забывая при этом, что многое напрямую зависит от нас самих. Мы планируем свое время и вполне можем не занимать делами утро воскресного дня или праздника и пойти в храм, чтобы встретиться со Христом. Если чего-то на службе мы не понимаем, никто не запрещает нам взять книгу и прочитать об этом или обратиться с вопросом к священнику. Закхей был мал ростом, но, имея желание увидеть Христа, нашел решение и не только увидел, но принял Его у себя дома.

Когда Господь вошел в дом Закхея, люди, сопровождавшие Его, начали роптать. Одни явно не любили этого человека (напомним, что он был мытарем, то есть сборщиком податей) за его служение римлянам, другие тайно хранили обиду на него, считая, что он несправедливо обошелся с ними, собирая налоги. И никто из них не смог разделить его радость, напротив, все осудили Закхея и даже Самого Христа, говоря: «Он зашел к грешному человеку» (Лк. 19, 7).

Но ведь и мы тоже привыкли всех осуждать, привыкли видеть неправоту других людей. Но живет ли любовь в сердце человека, если им владеет осуждение? И какую ценность имеют наши подвиги – пост, молитва, нестяжание, если в нашем сердце нет любви? Апостол Павел признает бесполезность любого совершенства, лишенного основы вечного бытия – любви, так что даже имеющий «дар пророчества», знающий «все тайны», раздавший «всё имение», но не имеющий любви в своем сердце – это лишь «медь звенящая» и «нет в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 1).

Из Евангелия мы видим, что Закхея считали явным грешником, однако встреча со Христом радикально изменила его. Закхей не превознесся, не посчитал себя самым достойным в городе. Он видел свою неправду, не обращая внимания на грехи других, и, принеся покаяние, оказался праведным в очах Господа. Принародно он обещал Христу исправить свое отношение к людям, среди которых наверняка были и те, кто его порицал.
Правильно поступает тот, кто не ищет способа отомстить, когда его осуждают, а видит свои грехи, кается в своей неправоте и изменяет свою жизнь. И лицемером называет Христос того, кто видит только неправду другого и осуждает его (см.: Мф. 7, 5).

Как можно любить того, кого твое сердце ненавидит? И как можно быть Христовым, то есть принадлежать Тому, Кто есть реальное воплощение любви на земле, и быть членом Его Церкви, если нет любви в твоем сердце? Богатый юноша, формально исполнявший все ветхозаветные заповеди, тоже встречался со Христом. Но когда Спаситель указал ему на бедных: «продай имение твое и раздай» им, юноша отвернулся от Него и ушел опечаленным (Мф. 19, 21). В душе же Закхея встреча с Господом пробудила сострадание к тем, кого он прежде обижал. Вот почему Спаситель пришел в его дом – Он увидел готовность этого человека отказаться от греха и начать новую жизнь, основанную на любви к другим людям.

В этом евангельском чтении сокрыт ключ к преодолению разобщенности и конфликтов в семье, коллективе, обществе, произрастающих из взаимных обвинений. Каждый должен научиться делать глубокий анализ своих поступков и помышлений, видеть свою неправду, свои прегрешения, каяться в них, исправлять свою жизнь и избегать осуждения. Тогда слова Господа, сказанные Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19, 9), будут адресованы и нам.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news