Стяжатель благодати
Диакон отец Сергий / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Стяжатель благодати

Общество
Православная Церковь 1 февраля совершает память преставления одного из основателей раннехристианской традиции монашества преподобного Макария Великого. Его труды и подвиги связаны с «Египетской», Ливийской, пустыней. И сюда восходит полученное им уважительное и почетное наречение «отца египетского». Его богословское наследие стало фундаментом христианской аскетики в целом.

По некоторым данным, Преподобный родился около 300 года н.э. в селении Птинапор в Нижнем Египте. Сведения о его жизни до ухода в пустыню следует признать достаточно противоречивыми.

Так, известно, что свою юность будущий подвижник провел пастухом, при этом нет сведений о его образовании; содержание его духовных произведений свидетельствует о знакомстве с общими воззрениями науки того времени. Желая «стяжания» Божественной благодати и тяготясь мирской жизнью, Макарий решился оставить мир, поселившись сначала недалеко от родного селения, испытывая свои способности к уединенной монашеской жизни.

Здесь он был оклеветан беременной женщиной в виновности её греха, за что вынужден был терпеть побои жителей селения. Однако при родах женщина созналась в клевете – по смирению Преподобный ушёл в пустыню, к Антонию Великому.

Достаточно достоверных данных о том, был ли Макарий учеником преподобного Антония, нет. Вместе с тем, традиционно Макария относят к числу его учеников. Согласно означенной агиографической традиции (агиография – церковная дисциплина, изучающая различные аспекты святости), по благословению преподобного Антония Макарий «удалился» в т.н. «Скитскую» пустыню (на территории современной Ливийской пустыни), о которой известно, что её монастыри были основаны преподобным Аммонием, другим учеником Антония.

Иноческие подвиги Макария в Скитской пустыне были столь высоки, что, несмотря на молодость, он получил прозвище «юноша-старец». Следует предположить, что это заставило местную братию рекомендовать Макария для рукоположения во пресвитеры. Согласно житийным источникам, Преподобный сподобился дара чудотворений. Известно о нескольких случаях воскрешения мертвых по его молитвам.

Около 360 года Макарий основал в Нитрийской пустыне (на территории современной Ливийской пустыни) монастырь, получивший название «монастырь Макария Великого».

Во времена гонений императора Валента преподобный Макарий был сослан на отдаленный языческий остров, где силой молитвы исцелил дочь жреца, чем вызвал прощение – ему было разрешено вернуться в свой монастырь. Скончался великий подвижник около 390-391 гг., его мощи находятся в Египте в одноименном монастыре, а также в Италии, в городе Амальфи.

Из духовного наследия Преподобного до нас дошли пятьдесят бесед, семь наставлений и два послания. Значение данных произведений в контексте становления аскетического богословия первых веков Христианства непереоценимо. Их автор основывается на необходимости стяжания Божией благодати как отправной точки спасения человеческой души. Согласно учению преподобного Макария, только Она может возродить падшую душу.

Необходимые условия для принятия благодати – искреннее желание человека, открытая душа и вера. Верный путь и средство получения помощи Божией – молитва, т.е. прошение о благодати. Однако вера и молитва могут быть потеряны, если не упражняться в добродетели, это, в свою очередь, свободное волеизъявление души, которое дано самим Творцом. Человек, воспользовавшись этой свободой, вправе идти путем стяжания Божественной благодати.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news