«Август: Графство Осейдж» - смех над тяготами жизни
Иван Николаев / Фото: «Вечерняя Москва»

«Август: Графство Осейдж» - смех над тяготами жизни

Афиша
Эта смешная и одновременно трагическая история одной семьи, снятая по популярному произведению Трейси Леттса режиссером «Белого олеандра» и «Скорой помощи» Джоном Уэллсом, с первых же минут экранного времени берет за душу - закручивающимся сюжетом и какой-то невероятной, острой откровенностью.

Все начинается с трагической смерти отца семейства, причина которой практически до самого конца остается не совсем понятной для зрителей. Три его дочери возвращаются в родной дом, чтобы поддержать оставшуюся в одиночестве мать. Однако, то, что происходит, когда все члены семьи, как выясняется - далеко не такой дружной, как могло бы быть, - впервые за долгое время собираются вместе, не поддается нормальному описанию. В единый смысловой удар сливается все: юмор - на грани нервного срыва, взрывы хохота зрительного зала, сменяющиеся осмысленным молчанием и трагизмом... Да, таков "Август".

[OBJ Трейлер фильма «Август: Графство Осейдж»]

Продюсировал кино любимец женщин Джордж Клуни. Видимо, именно его авторитет и личное обаяние помогли собрать в фильме воистину звездный актерский состав. Сварливую, но не лишенную забойного чувства юмора и харизмы маму троих дочерей сыграла великолепная Мэрил Стрип, а дочерей - Джулия Робертс, Джульетт Льюис и Джулиана Николсон. И каждая из них прекрасно справилась с поставленной задачей.

Мужчины в фильме, впрочем, дамам талантом не уступают: Юэн МакГрегор, Крис Купер, Бенедикт Камбербэтч, Дермот Малруни и Сэм Шепард хороши. Однако "мужская часть" семьи остается как бы в стороне: они лишь антураж для основной, женской линии фильма. Словом, филигранное актерское мастерство с первых кадров сплетается в историю одной семьи со всеми ее проблемами и тайнами; захватывающий сюжет Уэллс раскручивает кропотливо и аккуратно, точно клубок.

Да, жизнь не проста и не одной краской написана. И героиня, блестяще сыгранная Джулией Робертс, довольно вульгарно ругается и дерется с мамой. Однако этой непростой для восприятия сцене предшествует комичная перепалка: пытаясь из лучших побуждений заставить маму поесть рыбы, Робертс выпаливает "Жри зубатку!", и зал не может сдержать хохот, очередной раз подтверждая своей реакцией, что трагическое и комическое в нашей жизни порой идут рука об руку.

Искушенного зрителя не может не подкупить атмосфера фильма: она полностью погружает в жизнь посторонних людей, и погружает так глубоко, что в итоге ты заглядываешь не только им за спину, но и в сами души…

Отдельно отмечу очень точно сотканное музыкальное полотно «Августа», которым занимался двукратный обладатель премии «Оскар» композитор Густаво Сантаолалья, включивший в звуковое оформление картины работы Эрика Клэптона, Kings of Leon и даже слезливую песенку в исполнении Бенедикта Камбербетча.

«Август» - это непростое кино. И не для всякого зрителя. Отправляясь смотреть его, нужно быть готовым к откровениям и долгому послевкусию от просмотра. Фильм не пройдет мимо - он останется в тебе и после титров, и, возможно, приведет к долгим ночным раздумьям. Тем, которые так необходимы, но которые приходят к каждому в разное время, и чаще всего - лишь когда ты сам сталкиваешься с чем-то подобным.

Так что лента Джона Уэллса выполняет не сколько развлекательную функцию, сколько рассказывает о серьезных жизненных проблемах киноязыком юмора. В этой жизни есть всё, и чёрное, и белое, и часто мы сами закладываем в неё как основу-кирпичики, так и мины замедленного действия. Фильм - не столько о будущем, сколько о настоящем, которое творим мы сами каждую минуту, и которое потом возвращается нам эхом минувшего - иногда через много лет.

Глубокий фильм с тонкой философией и искрящимся юмором - не для тех, кто ищет в кинозале только развлечений, но для тех, кто готов к глубокому осмыслению каждого этапа своей жизни, к трезвой оценке происходящего и пересмотру многого в себе. Он о том, что жизнь поэтапна, и каждый этап мы можем, а может, и должны выкраивать заново, подгоняя его к лекалу обстоятельств. Поскольку иногда не жизнь отходит от нарисованного нами лекала, а мы - от снятой когда-то мерки.

Остается лишь добавить, что за свою работу замечательные актрисы Мэрил Стрип и Джулия Робертс номинированы на премию «Оскар». И хочется искренне пожелать им удачи: они обе великолепны. Впрочем, и статуэтка "Оскара" не будет единственным мерилом ценности снятой ленты. Мерило ей - жизнь. Которую мы либо живем, либо проживаем. А это уже - право выбора.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Август. Сорок пять минус

Колонка нашего обозревателя Евгении Коробковой

Есть фильмы, в которых целесообразно устанавливать верхний возрастной предел. По аналогии с 6+ или 16+. Нашумевшему фильму "Август", снятому Джоном Уэлссом и вышедшему недавно в прокат, я бы установила ограничение 45-. Потому что эту ленту нельзя смотреть людям старше сорока пяти.

Снятый по одноименной пьесе обладателя Пулитцеровской премии Трейси Льюиса, фильм получился блестящим. Неслучайно ленте прочили "Оскара". Неслучайно в ней задействованы лучшие актерские силы: Джулия Робертс, Мэрил Стрип, Бенедикт Камбербетч и Эван Макгрегор.

И полный зал кинотеатра – тоже неслучаен. Ведь все в этом фильме можно назвать талантливым, выдающимся: и актерскую игру и режиссерское решение, позволившее достигнуть невероятной достоверности, но - что ценится выше - именно художественной достоверности, без натурализма. (читайте далее)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news