В Неделю о Страшном суде
Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви. / Фото: Анна Иванцова , «Вечерняя Москва»

В Неделю о Страшном суде

Общество
Евангелие этого воскресного дня начинается с повествования о пришествии Христа «во славе Своей», когда настанет суд правды.

Это второе видимое явление Сына Божия на земле станет главным событием в жизни каждого. Кажется, что может быть радостней для человека, чем встреча со своим любимым Творцом и Спасителем? Однако Церковь назвала этот день Страшным судом. Почему же? Да потому, что суд будет нелицеприятным.

В этот день перед Христом предстанут все – и стар, и мал, те, кто еще живет на земле, и те, кто эту жизнь уже закончил. Предстанет, чтобы определить свою будущность: пойдут ли они в «муку вечную» или в «жизнь вечную» (Мф. 25,46). Это день испытания, и каждому предстоит дать ответ за свои дела, слова и помышления. Перед каждым откроется, что есть его вера, и станет ясно, как он исполнял заповеди. В этот день мы увидим Христа, окруженного ангелами, и предстанем перед Ним такими, какие мы есть. Это будет день судный, и мы ничего не сможем скрыть, нам не помогут ни богатство, ни власть, ни связи.
Каким же будет главный критерий, который определит участь каждого из нас? Карьерные достижения, размеры имущества, количество часов, проведенных в молитве, или воздержанность в пище или удовольствиях? Нет. Главным и определяющим будет наше внутреннее состояние, наше отношение к ближнему. Увидели ли мы рядом с нами алчущего, жаждущего, странника, нагого, больного и послужили ли им? Служение ближнему Христос приравнивает к служению Ему Самому: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25,40).

Почему же Господь будет судить по одному только признаку милосердия или немилосердия? Почему не учтет меру нашего подвига? Потому что, если «любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13,3). Кто имеет дар любви к ближнему, тот научился любить и Бога. Невозможно любить Бога, не любя ближнего, в котором нам явлен образ Божий. К каждому из нас обращены слова апостола: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20).
Шум и суета современного мира не дают нам увидеть нужды ближнего. Мы так сосредоточены на себе, на своих потребностях, делах, учебе, бизнесе, что нам не хватает времени даже на минуту трезвящей тишины. А ведь порой именно эта минута может решить нашу участь в вечности, одним только словом или поступком мы можем переменить «минус» на «плюс».

Вспоминается притча из романа «Братья Карамазовы», рассказанная Грушенькой: «Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла». У нее не было ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. Ангел-хранитель заступается за нее перед Богом и говорит: «Она как-то в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ты эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет». Так даже малое доброе дело, «луковка», может перевесить все дурные поступки человека.

А сколько вокруг нас нуждающихся людей, старых и одиноких, многодетных семей, которые не могут себе позволить приобрести самые насущные вещи. Мы видим их каждый день в транспорте, на улице, в магазине, у себя на приходе, встречаемся с ними в подъезде и... проходим мимо. Принимаем в своих кабинетах, выносим «судьбоносные» решения, но не проникаемся нуждами простого человека. Происходит это по разным причинам: кому-то важнее интересы «мирового масштаба», и у него не хватает времени на решение «мелких проблем», кто-то просто стесняется оказать помощь, кто-то жалеет денег, а кто-то просто не хочет. Но задача у каждого из нас одна – увидеть Христа в нашем ближнем, послужить окружающим нас людям.

Почему же нам так трудно быть милосердными? Потому что проявить милосердие – это значит в чем-то ограничить себя, поступиться своими удобствами, отказаться от привычного благоденствия. К сожалению, мы часто замкнуты только на самих себе и сосредоточены на собственном благополучии и развлечениях, и в нашем сердце нет места для другого человека.
Совсем немного остается до начала Великого поста – времени, которое отцы Церкви называли весной покаяния. Для того чтобы взять на себя великопостный подвиг, нужна подготовка, и Церковь готовит нас к этому периоду. В этот воскресный день она напоминает нам о грядущей встрече с Господом. Пусть же все сказанное в Евангелии о Страшном суде глубоко запечатлеется в нашем сердце и поможет нам возлюбить «ближнего, как самого себя», чтобы в судный час услышать: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира!» (Мф. 25,34).

 

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news