Невозвращенный долг
/ Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»... Давно не хожу на ежегодные праздничные встречи ветеранов афганской войны, которые проходят в феврале в связи с годовщиной вывода наших войск. Не хожу, потому что заранее знаю, как там все будет. А бывает всегда по одной и той же схеме. С одними и теми же артистами, статистами, генералами, банкетом для узкого круга и казенными словами со сцены.
В этот раз, изменив своему правилу, пришел в Кремлевский дворец, все-таки четверть века праздновали со дня окончания той войны. Билет мне достался с местом на самый последний ряд. Ну и ладно. Я не сильно расстроился, потому что главное было не в этом, а в том, что в фойе повидал афганских друзей, поднял с ними чарку. Сел на этот последний ряд, а соседкой моей оказалась пожилая женщина с добрым лицом, и она все время причитала: «Вот ведь какая незадача – первый раз в Кремлевском зале, а ничего не увижу». Там действительно было так, что сцену не увидишь – ни выступавшего с приветствием генерала Громова, ни артиста Розенбаума.
Наконец, у меня хватило ума ее спросить:
- А вы кто и откуда?
- Из Костромы я. У меня сыночек в Афганистане погиб, - ответила она с виноватой улыбкой.
Я взял ее под руку, отвел в середину зала, нашел свободное место, посадил и наказал соседям, чтобы берегли, чтобы никто не согнал.
И так мне тошно мне стало. Оттого, что ей, маме погибшего солдата, дали билет с местом на последнем ряду, а должны были дать на первом, а еще лучше – на сцену позвать и покаяться, на колени перед ней встать. И от того, что мы-то здесь в Москве - живые и благополучные, а она в своей Костроме и сына ей никто не вернет.
Но это еще не все расстройство, которое, как выясняется теперь, принес мне день 15 февраля. В то же время Комитет афганских ветеранов при Совете глав правительств государств СНГ хотел провести благотворительный телемарафон «Солдаты Отечества» - с целью собрать деньги на лечение и реабилитацию инвалидов той войны. Петиция по этому поводу, подписанная шестью известными генералами (в том числе Б. Громовым, Р. Аушевым) и известными деятелями культуры (в том числе Н. Михалковым, И. Кобзоном, С. Говорухиным) ушла «наверх», однако все федеральные каналы в просьбе отказали. Им это – «не формат».
К счастью согласилась одна известная радиостанция. Конечно, ее аудиторию с телевизионной не сравнишь, но все-таки… И вот весь день 15 февраля в эфире этой станции, перемежая выступления ветеранов войны, звучали призывы: перечислять средства на лечение «афганцев». А на сайте радиостанции были названы фамилии девяносто двух конкретных инвалидов с указанием того, на что конкретно требуются деньги.
И вот, знаете, сколько пожертвовали наши граждане в ходе благотворительного радиомарафона? 1 миллион 243 тысячи 878 рублей. Элементарное действие (деление) покажет вам, что этих средств если и хватит, то лишь на таблетки для воинов, выполнявших свой долг. А им, между тем, требуются дорогостоящие протезы, серьезные операции, оплата сиделок, длительная реабилитация. Ведь теперь-то мы у них в долгу.
Примерно в те же дни происходил добровольный сбор средств в пользу одной певицы, у которой, якобы, обнаружился рак. Ей наши сердобольные граждане пожертвовали 50 миллионов.
Я не против того, чтобы вот так жалеть и любить певиц. Мне непонятно другое: как общество может жить с таким отношением к Солдатам Отечества.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Братство по крови — это навсегда
Колонка обозревателя Александра Хохлова
Наша армия 25 лет назад ушла из Афганистана. С 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках, находившихся на территории Демократической Республики Афганистан, прошли военную службу 620 000 советских солдат и офицеров. Все они навсегда породнены войной.
Каждому поколению выпадает своя война, и тот, кто ее прошел, потом несет в себе память о страшных днях, как о самых честных в жизни (далее...).
Борис Громов: Войны начинают политики, а умирают на них солдаты
15 февраля 2014 года исполнится 25 лет со дня вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Почти пятнадцать тысяч человек наша страна положила в афганских горах и пустынях. Но мы здесь не только воевали и убивали, мы здесь много строили, учили, лечили, кормили... Воспоминаниями о годах афганской войны делятся бывший командующий 40-й армией Герой Советского Союза Борис Всеволодович Громов и обозреватель «ВМ» Владимир Николаевич Снегирев.
Мы ушли в 1989 году, но до сих пор каждый из прошедших войну помнит Афганистан, помнит боевых друзей и сражения в горах далекой страны.
Пять с половиной лет на фронте
— Борис Всеволодович, четверть века уже со дня вывода войск, а впервые вы ступили на афганскую землю в январе 1980-го, 34 года прошло. Меняется ли у вас с годами отношение к Афганистану, к той войне?
— Нет. Ничего не меняется. Один и тот же взгляд на одну и ту же картину. Кстати, забавно. Когда работал губернатором Московской области, у меня в кабинете висела большая карта региона. Как поднимал на нее глаза, так все казалось, что это карта Афганистана: будто слева вверху Герат, восточнее — Панджшерское ущелье, на юге — Кандагар… Я же прошел, проехал, пролетел всю страну (далее...).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции