Крым выбрал свой путь
Фото: «Вечерняя Москва»ХРОНИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА О СТАТУСЕ КРЫМА
Референдум о выходе из страны не предусмотрен в украинской конституции. Как, впрочем, и в Испании, где весной тоже пройдет плебисцит о независимости самой богатого региона – Каталонии, с весьма вероятным результатом «за». Как не был он предусмотрен и конституцией Сербии, от которой Косово отделилось на основании решения международной «комиссии Ахтисаари» и голосования в местном парламенте, даже без референдума. Перед референдумом, также говорят нам, не были использованы другие способы добиться уважения прав русских, а сам он подготовлен в спешке.
По логике Запада, Крым, чтобы прийти к «легитимному референдуму», должен был пройти путь Косово. С этническими чистками, партизанской вооруженной борьбой национального большинства за самоопределение, со вмешательством, разумеется, иностранных игроков. И горячей войной. В этом случае «фарш» этнических чисток уже нельзя было бы провернуть назад. И Москва с такой логикой не согласилась, пусть даже формально при этом создавая прецедент такого изменения границ в послевоенной Европе, которого до сих пор не было. И в этом плане нам придется еще очень долго доказывать свою историческую правоту этой самой Европе, к этому надо быть готовыми.
В какой-то степени нам может «помочь» остальная Украина, которая после того, как схлынут революционный угар и задор, будет все равно вынуждена заняться «скучными» рутинными вопросами организации хозяйственной и экономической жизни. Причем вряд ли это получится в форме экстремистской атаки на несогласных, примеры чего мы видим сейчас во многих регионах восточной Украины. Так здоровую экономику не построишь, так можно лишь доконать страну окончательно. Тем более, что на пути такого строительства потребуются такие непопулярные решения, по сравнению с которыми те, что ввели в прошлом году Грецию в состояние перманентного бунта, покажутся легкой щекоткой. Притом что никто в Европе не собирается отстегивать на спасение Украины суммы, даже отдаленно приближающиеся к тем, что дали на спасение Греции. И Украине никуда не деться от того, чтобы как-то начать более спокойно разговаривать с Москвой. Не сносить памятники, не запрещать русский язык, а говорить о том, как нам жить дальше. При этом одними из условий Москвы для такого диалога станет удаление из украинской официальной политики радикалов и обеспечение прав русского меньшинства.
В этом плане понятно, почему в итоге Москва и Симферополь изменили первоначальные формулировки вопросов референдума, не предполагавшие вхождение в состав России никаким образом. В этом случае, отделись Крым от Украины, ему была бы уготована незавидная судьба очередного непризнанного государства. Типа Нагорного Карабаха, Приднестровья, Республики Северного Кипра. Ни одно из них не процветает. Из Крыма же теперь придется, хочешь-не хочешь, делать образцово-показательный регион. Ради чего, по идее, надо было бы пойти на такие меры по раскрепощению деловой предпринимательской активности, на которые наша родная вертикаль власти не отваживается во всех других регионах страны. Здесь должен быть создан – с чистого листа – совершенно другой инвестиционный и деловой климат. Собственно, это отчасти напомнило бы судьбу Крыма еще во времена присоединения его к России при Екатерине II.
Как известно, то был апогей русского крепостничества. Так вот, в Крыму сразу после присоединения его к Империи, было запрещено местной татарской знати (которой, кстати, сразу же даровали дворянство, сделав частью российской элиты) владеть русскими крепостными. И крепостничество в Крыму вообще так и не было введено. А земли Тавриды – в том числе по этой причине – стали регионом, который по многим параметрам опережал в своем развитии, прежде всего в сельском хозяйстве, все другие регионы страны. Расцвет Крыма продолжался почти сто лет беспрестанно до самой Крымской войны 50-х годов ХIХ века. Хотелось бы, чтобы такие традиции были продолжены в наше время.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Член-корреспондент РАН Алексей Арбатов: Сейчас нужно искать компромиссное решение, которое устроит и Россию, и Запад
О возможных поворотах в международной политической жизни после обнародования его результатов корреспондент «ВМ» побеседовал с директором центра международной безопасности Института международной экономики и международных отношений РАН Алексеем Арбатовым.
— Итак, следом за сегодняшним во многом решающим днем неминуемо настанет завтра. И что оно нам принесет, в случае, если население Крыма выскажется за присоединение к России?
— По всей видимости, начнется процесс принятия в состав России еще одного, 84-го по счету, субъекта федерации. Соответствующий закон о порядке присоединения новых территорий еще не принят, но мы знаем, что при необходимости наши депутаты могут работать быстро. В течение недели он пройдет все необходимые чтения и ляжет на стол президенту.
— Каким Вы видите результат сегодняшнего плебисцита на полуострове?
— Процентов 70-80 проголосует за присоединение к России. Так что примерно через две недели следует ждать расширения нашего государства, увеличения его территории и прибавлении в населении (далее...).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции