Реклама и вывески: победит дружба
- Встретимся у гостиницы «Балтика»! – сказала мне подруга, назначая свидание. Был 2002 год, она студентка, не так давно приехавшая в Москву.
Я задумался, вспоминая, где же в нашем городе гостиница «Балтика».
- Ну как же – в самом центре, на Манежке!
Как я мог забыть. Разумеется. Над гостиницей «Москва», которую с тех пор успели снести и построить заново, сиял гигантский логотип пивной компании. На том самом месте, где обычно размещается название отеля.
Буквы «М О С К В А» там тоже были, конечно, но ни по размеру, ни по яркости сравниться с рекламой пива они не могли.
Это была отличительная черта «рыночной» столицы 90-х годов – реклама везде, где только можно ее разместить. На крышах домов – в том числе знаковых (кроме гостиницы «Москва» назову еще Российскую государственную библиотеку и здание Главмосстроя на Триумфальной площади). На дорогах в виде биллбордов всех калибров и разноцветных перетяжек. На фасадах, наконец – и во время ремонта, и без особой в нем необходимости. А что, «мы сидим, а денежки идут».
И 90-е годы были не первым таким периодом в московской истории. Читаешь газеты столетней давности – и видишь знакомые мотивы. Вот – критикуют предпринимателей за то, что они облепили своими яркими вывесками и рекламой красивые старинные здания (например, Благородный пансион на Тверской, сейчас там Центральный телеграф). Никакой архитектуры не разглядишь из-за крикливых вывесок, сетовали знатоки старой барской Москвы. Не город, а сплошной базар.
Сетовали на это до самых времен НЭПа. Потом, когда свернули свободный рынок, немедленно занялись и эстетикой вывесок, и рекламу стали размещать только на глухих пожарных стенах – брандмауэрах.
Сейчас, кажется, Москва предпринимает интереснейший эксперимент – можно ли, сохраняя свободный рынок и частную собственность на недвижимость, добиться визуальной чистоты города – пусть не такой же, но хотя бы близкой к советским показателям.
Кое-что, безусловно, получается: единый дизайн ларьков удался (хотя – ценой потери части мелких торговых точек). На очереди – унификация дизайна вывесок. И вот тут – коса городской визуальной концепции находит на камень торговых сетей.
Второй момент, где пока еще не всё ясно - это реклама на жилых домах. Городу, всем нам, как его жителям - важно, чтобы реклам на фасадах было меньше. А ТСЖ - то есть нам же, как владельцам квартир - всегда нужны деньги...
Кто победит? Нам, горожанам, важно, чтобы победила дружба. И дизайнеры магазинов и кафе сумели договориться с дизайнерами городской среды. Тогда и Москва станет краше, и в разнообразии товаров и услуг удастся не потерять.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции