«Москвич» умер. «Москва» живет
Фото: «Вечерняя Москва»

«Москвич» умер. «Москва» живет

Город
31 марта с крыши легендарного автозавода на Волгоградском проспекте спущены вывески «Москвич» и «АЗЛК». Начинается реконструкция административного здания АЗЛК.

Здесь расположатся корпуса технополиса «Москва» – флагманского проекта правительства Москвы по созданию инновационного производства. Историческая вывеска «Москвич» не окажется на свалке, а превратится в артобъект технополиса.

Немного грустно. Потому что автомобиль «Москвич» - это целая история в жизни страны. Завод – дитя первой пятилетки, построен в 1930 году. Золотое время пришлось на конец 1950-х – начало 1960-х годов, но это была эпоха всеобщего технологического прорыва. Выход в космос, Нобелевские премии, первый атомный ледокол и первая АЭС были поддержаны по всему фронту, и советские «Москвичи» побеждали на международных ралли. На «Москвиче», в отличие от ЗИЛа и АвтоВАЗа, царил новаторский дух и творческая атмосфера, которые могли вытянуть наш автопром. Кстати, на «Москвиче» был сделан автомобиль «Антилопа Гну», который снимался в «Золотом теленке». Так что Остап Бендер, по существу, катался на «Москвиче».

Кто мог предположить, что на платформах, созданных в 1960-е годы, будут выпускаться новые модели до конца ХХ века! Был взят курс на объем в ущерб качеству и модернизации. Затоваривание «Москвичами» произошло уже в дефицитное советское время! Новинки 1990- годов – мелкосерийные «Святогор», «Юрий Долгорукий», «Князь Владимир», «Иван Калита» - были, по существу, подорожавшими копиями советских машин. В 2001 году АЗЛК остановил производство, в 2007 году завод стал банкротом. Сейчас в цехах славного завода СП «Автофрамос» наладил отверточное производство иностранных экономичных марок «Логан», «Меган», «Дастер». Мощность – 160 тысяч штук в год. История «Москвича» поучительна, как иллюстрация расцвета, ошибочной стратегии и увядания наукоемкой промышленности.

Но глупо опускать руки. Особенно, если учесть научный потенциал Москвы, который пока в значительной степени невостребован.

На освободившихся площадях разместится технополис «Москва», которому уготована роль флагмана столичных инноваций. Уже сейчас на бывшем «Москвиче» налажен выпуск светодиодного оборудования, построена линия по производству мультиаксиальных тканей из углеродного волокна для судостроения, оборудована лаборатории наноцентра композитов…

Легче простого было бы выразить скепсис и назвать технопарк очередным прожектом неуемной активности чиновничества. Но в любом китайском городе, сопоставимом по размерам с Москвой, процветают десятки технопарков, хотя научный потенциал Китая несопоставим с российскими возможностями. Мировой опыт показывает, что технопарки – лучший механизм для развития инноваций и модернизации, отсутствие которых, кстати, погубило так хорошо начавший «Москвич».

В настоящее время обрабатывающий и машиностроительный сектор экономики формирует 25 процентов ВВП России, но привлекает лишь 3 процента общего потока инвестиций. За 10 лет доля машиностроения в российском экспорте снизилась в 2 раза. Объем рынка инжиниринговых услуг у нас в 20 раз меньше, чем в США. В России всего 2 процента промышленных предприятий используют инжиниринговый подход. Большинство смотрит на инновации, как на блажь. Но с таким подходом далеко не уедешь и неминуемо окажешься в кювете. В качестве назидания «Москвич» с его грустной историей, может быть, лучшее место для размещения инновационного технополиса.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Google newsGoogle newsGoogle news