Безымянный товарищ Беляков*
Понятно, что в истории бывало всякое. Между нашими народами не раз пробегала черная кошка. Были взаимные обиды, политические интриги, откровенная вражда. Да и кровь, чего греха таить, тоже была. Но ведь и братья не всегда живут в мире. И бывает, дело доходит до драки - да такой, что юшка в разные стороны из разбитых носов. Только вот братьями они от этого быть не перестают. И потом, когда красная пелена падает с глаз, стыдливо опускают взгляд. И может быть не сразу, но срываются с их губ непростые слова о прощении.
Конечно, к происходящему в мире в Чехии относятся по-разному. И названия "Крым" и "Украина" то и дело всплывают в разговорах где-нибудь в кафе или многочисленных пивных. Причем как на чешском, так и на русском, английском, немецком. Тем более после того, как парламент республики постановил, что никаких санкций в отношении России вводить не намерен, немало раздосадовав тем самым некоторых других членов Евросоюза. Чехия как всегда показала свой характер.
Да, кое-где в городе можно увидеть намалеванные от руки, на радость западным СМИ, плакаты: "Путин - руки прочь от Украины". Хотя, положа руку на сердце, москвичей подобными "перфомансами" удивить сложно - особенно после того, как по улицам столицы маршировали "поборники демократии и свободы", выкрикивая бандеровские лозунги.
Важно другое. Не сиюминутное, а проверенное годами.
Ни разу за послевоенные десятилетия, что бы ни происходило в мире и как бы ни перекраивалась политическая карта Европы, у чехов, в отличие от многих других, даже не возникло мысли о том, чтобы "переделать" историю, попытаться сделать черное белым. Да, по вполне понятным причинам, коммунизм в чешском лексиконе является практически нецензурным словом. Но несмотря на оскалившуюся (в прямом смысле слова) с рекламных плакатов Музея коммунизма матрешку, памятники советским воинам все также стоят по всей стране. Пока в Прибалтике на марш выходили ветераны-легионеры СС, русский солдат все также обнимал чешского партизана около главного вокзала Праги. А на Лоретанской площади, в самом центре исторического района Градчаны, прямо под окнами Министерства иностранных дел Чехии, вот уже почти 70 лет слушает чудесный перезвон колоколов безымянный товарищ Беляков, отдавший жизнь за освобождение города в 1945-м. Около его могилы постоянно появляются живые цветы. И стоя перед скромным, окруженным зеленью обелиском со звездой, понимаешь: нас связывает слишком многое, чтобы взять и перечеркнуть это.
Ведь братья всегда остаются братьями.
Что бы между ними не произошло...
*Имя этого советского солдата, освобождавшего Прагу, осталось неизвестным. И звание. И часть, в которой служил. Он только фамилию успел назвать перед смертью.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции