День возвещения
Диакон отец Сергий / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»Согласно Евангелию от Луки, событие праздника относится к явлению архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии в городе Назарете с вестью о Рождении Ею Спасителя мира. Архангел приветствовал Пречистую Деву словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».
Православная и католическая церкви едины в дне празднования Благовещения и относят его к 25 марта/7 апреля, расходясь в календарной системе. Время введения этого праздника в Богослужение древней церкви следует определить второй половиной II – первой половиной III столетий, о чём свидетельствуют росписи древних христианских катакомб. О широком богослужебном распространении можно говорить к IV веку. Вместе с тем, известно о написании песнопений Благовещению преподобным Романом Сладкопевцем в VI столетии.
Праздник в I тысячелетии не имел устойчивого названия. Дошедшее до нас наименование «Благовещение» относится к VII веку. В древних рукописях чаще всего встречаются названия: «день приветствия», «возвещение», «день Благовещения», производные от «радуйся, Благодатная», «Благовещение Ангела ко блаженной Деве Марии», «приветствие Марии», «благовещение святой Марии о зачатии», «Благовещение Христа», «праздник Воплощения».
В ХIV веке праздник Благовещения вошёл в число двунадесятых праздников. Вместе с тем, долгое время он воспринимался и как Господский, и как Богородичный. Видимо, богословская оценка сместилась в сторону первой категории только к середине II тысячелетия. В отличие от православной церкви, католики не относят праздник Благовещения к главным церковным праздникам.
В православном Богослужении подчеркивается догматическое значение совершаемого воплощения Сына Божия. Исторически с «благовещенским» Богослужением связана суббота Акафиста, совершаемая в предшествующую 7-му числу субботу и посвященная Божией Матери.
ПОДРОБНЕЕ ОБ ОБЫЧАЯХ И СМЫСЛЕ ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции