Не надо к нам приходить с мечом
Фото: «Вечерняя Москва»Не впервой нам против всех – в одиночку. Запад приходит в себя после быстрого и четко исполненного воссоединения Крыма с Россией. Угрозы, санкции, тайные поездки директора ЦРУ в Киев и явные визиты сенатора Маккейна в Таллин, истребители над Краматорском, реверс газа из Германии – они очухались, они готовы дать нам бой на всех фронтах за то, что на востоке Украины люди хотят не в Европу, а в Россию.
В 1242 году было не легче. Россия приходила в себя после монгольского нашествия. В 1237 году римский папа Григорий IX благословил Второй крестовый поход – на восток Европы. Шведы, литовцы, немцы и примкнувшая к ним белоглазая чудь (чудь всегда примыкает к тем, кто сильнее) – они пошли на Русь дружно, этакое средневековое НАТО во главе с рыцарями-меченосцами.
15 июля 1240 года новгородский князь Александр Ярославович внезапно атаковал высадившихся в устье Невы шведов и полностью разгромил их многочисленное войско, как написали в летописях, «обнаружив в бою исключительное мужество». За эту победу его стали звать Невским.
Но в августе 1240 года начал поход на Русь еще более грозный враг – Ливонский орден.
К считавшимся непобедимыми рыцарям Ордена присоединились собранное епископом Дерпта ополчение, войско эстов и отряд наемников, присланный датским королем. Они пошли вперед, не встречая сопротивления, пока новгородцы вновь не призвали князя Александра. Он отбил у врага Копорье и Псков и повел свои войска во владения Ордена. Решающая битва произошла на льду Чудского озера.
«Князь перед русскими полками
Коня с разлета повернул,
Закованными в сталь руками
Под облака сердито ткнул.
«Пусть с немцами нас Бог рассудит
Без проволочек тут, на льду,
При нас мечи, и, будь что будет,
Поможем Божьему суду!»
Это строки из поэмы Константина Симонова «Александр Невский», написанной в 1939 году, накануне новой страшной для России войны. Сейчас симоновские слова звучат пророчески, как будто о 1941-м писал:
«Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом,
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом».
Но, как написано в германских исторических хрониках, русские выстояли и перешли в наступление: «Те, которые находились в войске братьев-рыцарей, были окружены. Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели. Часть дерптцев вышла из боя, это было их спасением, они вынужденно отступили и русские гнались за ними долго, но не смогли догнать всех». Новгородские летописи дополняют описание разгрома: «и паде Чюди бещисла, а Нъмець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ».
В годы перестройки нам пытались доказать, что в истории России не было побед вообще. Говорили, что и этой не было, что-де аквалангисты спускались на дно Чудского озера и нашли там всего с десяток проржавевших рыцарских доспехов. С таким же успехом можно было бы искать и окаменевшие останки Змея-Горыныча. За прошедшие со времен Ледового побоища почти восемь веков та победа неизбежно обросла мифами и легендами. Исторические источники, и русские, и немецкие ни о каких провалившихся под лед «псах-рыцарях» не упоминают вовсе. Вот в известном кинофильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», для красоты «картинки», они «ныряют» под треск льда, но это же кино!
Как бы там ни было, в итоге Орден заключил мирный договор с Новгородом, отказавшись от владения всеми землями, ранее захваченными рыцарями не только на Руси, но и в северной Прибалтике. В истории военного искусства победа Александра Невского на Чудском озере стала первой, когда пешее войско сумело окружить и разгромить рыцарскую конницу и поддерживающие ее отряды пеших кнехтов. Это случилось задолго до того, как пехота научилась одерживать верх над рыцарями в Западной Европе.
С XVI века Ледовое побоище рыцарей-меченосцев вместе с Невской победой над шведами вспоминалось на ектениях по всем новгородским церквям. С 1995 года 18 апреля отмечается как День воинской славы России.
… Сегодня России не легче, чем в 1242 году. Против нас вновь объединяются на Западе, и снова к ним переметнулась чудь. Но разве это впервой, когда мы одни против многих? 75 лет назад в забытой ныне поэме Константин Симонов написал:
«Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки…
…Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы».
Спаси, Господи, нас всех от войны. Вразуми неразумных: не надо к нам с мечом приходить. Плохо это для меченосцев заканчивается.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции