Паланик будет жить!
/ Фото: «Вечерняя Москва», Игорь ИвандиковВ апреле этого года Паланик объявил о выпуске сборника "Сожженые языки", составленного из новелл его учеников. Новая волна талантливых писателей призвана продолжить дело Чака Паланика
Минималистический стиль мастера пера многие считают совершенно новым и неподрожаемым. Но действительно ли Паланик открыл новую эру в литературе, или же его успех - лишь иллюзия, которая скоро растворится?
Его первую книгу - «Бойцовский клуб», мир увидел в 1996 году. На ее страницах Паланик просто топтал нормы морали и громко кричал о табу. Казалось бы, вот она – формула успешного романа современности: написать о том, о чем нельзя, о чем никто еще не писал. Но, как ни странно, популярность американского писателя украинского происхождения стремительно покатилась вниз. И если бы не выход одноименного фильма с Бредом Питтом, его первый роман, мало кто бы вспомнил.
В чем же дело? Ответ прост. «Случайного прохожего» романы Паланика действительно эпатировали и возмущали, опытный читатель же видел в писателе лишь ребенка, который делает все наоборот, из упрямства. Сломав все возможные границы, Паланик не заметил, как построил себе новые, свои собственные.
Вставал вопрос: неужели Паланик «исписался»? Его новые романы были схожи сюжетами, схожи идеей и точно повторяли стиль написания друг друга. Неужели у Чака не уготовлено запасного оружия? Неужели все его ставки были лишь на дешевый эпатаж?
Но нет! Новая книга писателя: «Проклятые» появилась на российских прилавках в феврале 2013 года. Смесь стилей и не типичность сюжета сыграли на руку беллетристу. Роман мне понравился, хотя я открывал его, ожидая увидеть очередной «Бойцовский клуб», который Паланик штампует ежегодно, лишь раскрашивая обложку в разные цвета. В «Проклятых» автор полностью отказывается от своих типичных «куплетов» - повторения одной и той же мысли на протяжении всей книги. Сюжет становится более линеен и понятен.
Но куда более важно другое. Конечно, Паланик не отходит от своего черного юмора и мрачного изображения действительности, но в новой книге, он совсем не хочет эпатировать неокрепший ум читателя – он хочет отразить реальность. Все его нападки на устрой современного общества – уместны, а его замечания по поводу человеческого несовершенства своевременны.
Кажется, Паланик нашел «золотую середину» - книга написана не с целью спровоцировать, но она провоцирует! История маленькой девочки и ее друзей, попавших в ад, кроме черной сатиры наполнена еще и надеждой, живущей в сердцах детей. Эта надежда спасает писателя от гибели и забвения. Паланик будет жить!
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции