Сергий Радонежский - человек, который не хотел славы
Basic CMYK / Фото: Вечерняя МоскваВ честь этого святого нарекут имена миллионам мальчишек по всей нашей необъятной Родине и за ее пределами, где живут православные общины. Великое множество эпитетов добавляют к имени Сергия Радонежского благодарные потомки, но перечислять мы их сейчас не будем. Дело вот в чем: иногда почитание людей через века превращает их жизнь в легенду. Тогда появляется опасность, что кто-то объявит эту легенду вымыслом. Отсюда для нас важно научится осознанно подходить к тому образу, что сложился в голове каждого из нас при воспоминаниях о Преподобном Сергии.
Если говорить честно: многие ли понимают, в чем заключается его подвижнический вклад в русскую историю? К сожалению, нет. В советское время роль святого сводилась к благословению князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой и призвании двух монахов - бойцов для сражения. Но это лишь одна из важных страниц в жизни Преподобного. Кстати, сектанты, а также проповедники идеи "переселения душ" и неоязычники тоже свели подвиг Сергия к этому благословению, только наделили данный акт некоей магической силой, которую он, якобы, "приручил", общаясь с "космическими силами" в лесных дебрях.
Давайте посмотрим на жизнь Преподобного Сергия трезвым взглядом. Это был очень смелый и сильный человек: в 23 года поселился в чаще леса, где в ту пору было ничуть не безопаснее, чем на той же Амазонке. Когда такого жесткого отшельничества не выдержал его родной брат, с которым он вместе решился на этот подвиг, Сергий не ушел вслед за ним в обжитой монастырь. Хотя наверняка молодому подвижнику было не просто побороть соблазн.
Сергий Радонежский не был неженкой и белоручкой. Он всю жизнь занимался тяжелым физическим трудом: плотничал, носил воду. Но все вышеперечисленные это не главное. Этот великий христианский наставник не желал для себя такой судьбы. Давайте еще раз хорошенько уясним - Сергий Радонежский ушел от мира не для того чтобы создать общину, не для "выслугу лет" и не ради звания. Он не хотел быть доктором богословия и миссионером, произносящим мудрые речи. Преподобный Сергий не строил карьеры и в самой Церкви. В лес этот человек ушел обычным мирянином, как и мы вами, не собираясь возвращаться. Сергий Радонежский выбрал кротчайший путь к Богу, к Царствию Небесному, путь пролегающий через его собственной сердце. Чистое и бескорыстное отношение к жизни и было главным чудом, увидеть которое стремились люди, приходившие и оставшиеся с Преподобным.
Ученики Сергия разительно отличались от окружающих людей: они не делили Русь на отдельные княжества, не мыслили местническими категориями, а воспринимали русские земли как единую страну. Это были люди новой формации, возродившие монашество и русскую культуру, — духовные сферы жизни, почти уничтоженные в ходе кровавых татаро-монгольских набегов. Выходя за ворота Сергиевой обители, они повсюду основывали десятки монастырей, как бы сшивая воедино ткань будущего государства. Все это происходило постепенно, но и достаточно энергично. И Сергий стоял у истоков этого движения, оставаясь при этом смиренным тружеником, которого частенько путали с обычным крестьянином. Князь Дмитрий Донской запомнил эту черту старца и потому в ходе сражения на Куликовом поле занял место рядового дружинника. Есть такая версия, по крайней мере. Благословение князя Сергием заключалось не столько в предзнаменовании победы, сколько в передаче своего подхода к жизни, к ее укладу и главным приоритетам, устремленным к вечному Царству любви, дружбы и простой, нелукавой, радости. И возможно, что навстречу Мамаю князь шел не с уверенностью победителя, а с чистым сердцем человека, исполняющего свой священный долг.
Сегодня Преподобный Сергий продолжает наставлять православных людей, ставя в пример свою жизнь.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Народный святой
Колонка диакона Сергея Зверева
Фигура преподобного Сергия Радонежского, основателя Свято-Троицкой лавры, без сомнения, широко известна и описана как историками, так и различными писателями.
Более всего он известен как монах, давший Дмитрию Донскому и возглавляемому им русскому воинству историческое благословение на Куликовскую битву. Такое благословение могло исходить от личности, имеющей высокий духовный и общественный авторитет. Неслучайно исторические источники именуют Преподобного игуменом всея Руси.
Именно эпоха Сергия Радонежского дала православию большое количество святых угодников Божиих. Историки относят к числу учеников непосредственно преподобного Сергия более двадцати монахов, основавших около сорока монастырей. Из этих обителей вышли духовные преемники учеников Сергия, образовав еще около пятидесяти монашеских общин, что к середине второго тысячелетия стало основой христианизации Руси. (читайте далее...)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции