Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Упрощение строптивого

Общество
Basic CMYK
Basic CMYK / Фото: «Вечерняя Москва»
Открывшаяся в эти выходные в Москве выставка «Дали — живые полотна» — лучшая иллюстрация не творческой биографии знаменитого художника Сальвадора Дали, а того, что происходит с современной культурой.

«Ну а что, собственно, происходит?» — живо поинтересуются самые пытливые. Происходит жутко красивое и… Но об этом позже, потому что тут, как в правильной пьесе, лучше сначала обрисовать мизансцену и декорации. Вот, к примеру, кухня, в углу — небольшой стол, за столом — мужчина неопределенного возраста с двухдневной щетиной и тревогой в глазах. Перед ним — смятая фотография  жены, благодаря чему можно догадаться, что супруги в ссоре. И та самая тревога — от приближающейся неприятной развязки сюжета. Мужчина понимает, что должен поговорить с той, кого когда-то любил, но говорить с ней решительно не хочет. Ему страшно и лень. И тут лицо его озаряется улыбкой. Небритый расправляет фото жены, приклеивает ее к стене и, приняв угрожающую позу, высказывает лицу в формате 9х12 все, что думает, не стесняясь в выражениях. Звучит легкий джаз.

Уверен, что из этого могла бы получиться короткометражка. Неплохая и невероятно актуальная, потому что, выплетая кружева из аллюзий и полунамеков, расшифровать этот незамысловатый сюжет можно и так: герой здесь — это мы, а жена, точнее, ее фото— все подряд виды и подвиды того искусства, которое  язык не повернется назвать попсой. Настоящее искусство строптиво. Оно, хоть тресни, не дается  в руки, коли не приложишь к этому усилий. Да и, если приложишь, не факт, что дастся.  За ним, как за женщиной, надо  ухаживать, окружать вниманием, интересоваться внутренним миром и отрывать попу от стула, если не хочешь  просидеть на нем в одиночестве до конца дней своих. Это тяжело. Но без этого— никак.

На выставке, посвященной Сальвадору Дали, нет Сальвадора Дали, а есть проецируемые на стену его картины. Некоторые из них иногда «оживают», благодаря спецэффектам. Вот зашевелились усы. Вот двинулись стрелки часов.  Полный балдеж! Кажется, что вот оно — даже не прикосновение к великому, а полное слияние с ним. И зрители сидят и сливаются. Им, зрителям, проще и приятнее знакомиться с работами  классика сюрреализма не в музее, а вот так — словно по  телевизору. Как было проще и приятнее месяца три назад знакомиться с работами Ван Гога на аналогичном проекте «Ван Гог. Ожившие полотна». Очередь туда стояла невероятная. Не то что — вот парадокс! — в Пушкинский музей,  где висят настоящие полотна безумного Винсента в почти пустых залах… Искусство строптиво, факт. И, кажется, пытаясь его укротить, точнее, упростить, мы укрощаем в самих себе попытку подняться хотя бы на одну  ступень. И спускаемся все ниже и ниже — к мутным репродукциям на стене туалета,  к плохим сюжетам в кино и ужасающим рифмам в популярных песнях. Так проще. Зачем париться? 

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.