Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Учиться уважению к тем, кто рядом

Общество
Авигдор Эскин
Авигдор Эскин / Фото: PHOTOXPRESS
Мусульмане России только что отметили один из самых главных праздников после поста Рамадан – Ураза байрам. Наряду с представителями коренных мусульманских народов России, городские власти Москвы десяткам тысячам выходцам из других стран СНГ предоставили возможность и создали условия для совершения праздничного намаза.

Последние годы тема мигрантов мусульман постоянно вспыхивала в Москве и других регионах России с разной остротой.

Однако после накала страстей на Манежной площади три с половиной года назад, власти, похоже, стали уделять серьезное внимание гармонизации межнациональных отношений. Стали относиться внимательнее и к требованиям коренного русского населения и приняли меры по пресечению потока нелегальной миграции.

Другой причиной межнационального и межконфессионального успокоения в России стали, на мой взгляд, трагические события на Украине. Однако, конечно, модель выстраивания отношений в условиях новой России и глобальной открытости, которые основаны не на "толерантности", но на уважении и взаимопонимании, все еще только складывается.

Важно заметить, что после ухода СССР сегодняшняя Россия, к которой испытывают историческое тяготение многие бывшие республики Союза, в том числе страны Центральной Азии, переживает приток уже не только бывших советских людей, а больше уже их потомков – сыновей и внуков. Вопрос их адаптации - вопрос не праздный.

Когда в дни больших мусульманских праздников в Москве собираются десятки тысяч мусульман, то это, конечно, производит сильное впечатление на москвичей. Непривычно. И даже вызывает тревогу. Эта массовость - новое явление в современной жизни Москвы.

Это можно понять. Исламские радикалы бросили тень на весь ислам и всех мусульман. И в этом контексте надо признать, что как россиянам, так и израильтянам приходится считаться с попытками использования рядовых мусульман радикалами от ваххабизма. Это абсолютно темные силы. Достаточно напомнить, как духовный лидер сирийских повстанцев, "Хамаса" и "Братьев-мусульман" шейх Юсуф Кардауи объявил Россию врагом номер один.

Но правы ли мы, когда переносим свои опасения на всех мусульман? И правы ли мы в патерналистском отношении к тем мусульманам, которые стремятся к миру и дружбе? Насколько справедливо наше ожидание от них принять полностью наши правила и традиции как более совершенные?

Думается, что причиной нашего патернализма бывает зачастую элементарное незнание. Мы смотрим и на большинство мусульман, как на людей, отстающих от трендов современной цивилизации. Однако истинное улучшение климата между нами и сынами Исмаила возможно, если начнем уважать лучшее и просветленное в их традиции и откажемся от попыток уподобить их нам.

Немногие сегодня знают, как в средние века мусульмане были носителями прогресса и науки. Это они сохранили западному миру многие произведения Аристотеля, переведя их на арабский. Более того, великие умы мусульман оставили после себя такое духовное и теологическое наследие, которое отличается универсализмом и может немало обогатить и христианина и иудея.

Надо признаться, что, если имена Авиценны и Омара Хайяма у нас на слуху, то Аверроэс, Аль-Газали, Араби или Аль-Фараби - почти не знакомы обычному современному человеку. А ведь эти мыслители могли бы стать вновь предметом гордости и подражания для наших мусульманских соседей. Знание о великих и благостных основах в мусульманской традиции поможет как нам, так и нашим соседям найти общий язык.

Мы сможем видеть в них носителей великого и почитаемого учения, отличающегося глубиной богознания. Они смогут смело отринуть все бесовские и террористические группы, основываясь на собственной мудрости, а не потакая требованиям иноверцев. Так может быть заложена основа для нового подхода к нашим отношениям с мусульманами. Она не исключает самой жесткой борьбы с терроризмом и их попытками овладеть миром. Но наша новая парадигма учит подлинному уважению к соседу и дает также ему возможность сохранять свое достоинство как мусульманина в чужой для него среде.

Если перейти от слов к делам, то это может быть прекрасным подарком мусульманам ко дню завершения Рамадана - их тридцатидневного поста.

Об авторе

Авигдор Эскин - израильский публицист, политолог и общественный деятель. Автор тысяч статей о политике, религии, культуре. Выпустил три книги: «Израиль. Вера. Правда», «Толкование к Книге Псалмов» и «Тиккун Клали». Начиная с 1990 года Эскин часто бывает в России. Активный участник общественных дискуссий, в том числе телевизионных. Участвует в борьбе против прославления пособников нацистов в Украине. Яркий оратор.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.