Украина. Невыносимое ожидание мира
Фото: «Вечерняя Москва»Вот, спустя месяц, вроде снова собралась Минская контактная группа по Украине: представители ОБСЕ, России, официального Киева и, что главное, от ДНР и ЛНР. Может ли она привести к прорыву и началу мирного урегулирования? Теоретически, только она на сегодня и может, но надежд на это пока не очень много.
Сначала о хорошем. Хорошо, что представителей ЛНР и ДНР де-факто признали переговорной стороной. Хотя бы по вопросу о прекращении огня. Если удастся огонь таки прекратить и соблюдать этот статус длительное время, то это поможет перевести всю ситуацию из военного русла в политическое. Для России это означало бы приостановку «войны санкций» с Западом, которая нам, если начистоту, совершенно ни к чему и состояние нашей экономике не улучшит. Мягко говоря.
Хорошо и то, что представители ополченцев не выдвигали требования независимости. Более того, готовы работать с Киевом в контексте сохранения целостности Украины. Еще пару дней назад они же (в частности, премьер Донецкой республики Захарченко) утверждали, что федерализация Украины их более не устраивает, а им нужна именно государственность.
Сильно «напряглись» в Киеве и на Западе также на слова из воскресного телеинтервью Владимира Путина, где он, призвав Киев к прекращению огня, также призвал украинские власти начать с представителями ДНР и ЛНР «переговоры о государственном статусе юго-востока страны». Как он выразился, нужно «немедленно приступить» к переговорам по вопросам «политической организации общества и государственности на юго-востоке Украины с целью безусловного обеспечения законных интересов людей, которые там проживают».
Термин «государственность» на Западе восприняли буквально. Однако в данном случае, скорее всего, речь идет не о поддержке формального раскола Украины Москвой, а именно об автономии. В то же время, если кто где и впрямь сильно испугался, то такой испуг может быть полезен в ходе переговоров.
На этом, собственно, хорошие новости о «минском процессе», который толком еще не начался, кончаются. Понимание ополченцами «широкой автономии в составе Украины» на сегодня такое, на которое Киев, похоже, пока не пойдет. Это не только самостоятельность во внешнеэкономических связях (с прицелом прежде всего на экономическую интеграцию с Россией и Таможенным Союзом), что Киев еще мог бы обсуждать, видимо, но и сохранение, по сути, собственных вооруженных формирований, силовых структур и даже «информационно-государственной политики». Из куда более реалистичных требований – признание статуса русского языка, проведение региональных выборов и т.д.
В принципе, для любых переговоров выдвижение на первых порах даже фантастических требований – нормально. Требуй по максимуму, соглашайся на меньшее. Как говорят в таких случаях, скажем, американцы, «целься выше». Дело в данном случае осложняется тем, что в регионе идет полномасштабная война. И время для шантажа истекает.
Обе стороны стремятся на поле боя укрепить свои «переговорные позиции». Ополченцы хотели бы наверняка развить свой достигнутый в последние дни успех, вплоть до выхода к Крыму. Киев – ослабить силы сопротивления, а с помощью Запада - усилить тем временем экономическое давление на Москву. Москве желательно было бы избежать наступления третьей волны секторальных санкции, особенно финансовых, что может сильно поменять весь наш экономический пейзаж уже в короткое время. Хотя и наш ответ, судя по всему, тоже будет неслабым.
Как выразилась глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, «мало не покажется». До момента, когда всем «мало не покажется», осталась примерно неделя. Идеальным вариантом в краткосрочном плане было бы добиться хотя бы прекращения огня и обмена пленными. Примерно в таком статусе уже не первое десятилетие пребывают Нагорный Карабах и Приднестровье.
Но для этого нужна договороспособность не только ополченцев, но Киева, где пока таковой не просматривается. Президент Порошенко заговорил уже о возможности введения военного положения, а один из членом правительства ударился в спекуляции насчет применения Россией ядерного оружия на Украине. На фоне такой нескончаемой истерии желание еще какое-то время пострелять на юго-востоке может в Киеве возобладать. Вопреки множащимся военным потерям. То есть они тоже «целятся выше».
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции
*Дыхание, при котором поверхностные и редкие дыхательные движения постепенно учащаются и углубляются и, достигнув максимума на пятый-седьмой вдох, вновь ослабляются и урежаются, после чего наступает пауза. Затем цикл дыхания повторяется в той же последовательности и переходит в очередную дыхательную паузу. Название дано по именам медиков Джона Чейна и Уильяма Стокса, в чьих работах начала XIX века этот симптом был впервые описан.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции