Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Октябрь 1993: что это было?

Общество
Октябрь 1993: что это было?
Фото: «Вечерняя Москва»
Я помню костры во дворе своего дома и людей, напоминавших своим видом героев фильма «Человек с ружьем» или «Ленин в Октябре». Только без ружей.

С ружьями, а также автоматами были те, которых я встретил рано утром 5 октября, возвращаясь с дежурства в редакции, на подъезде к Белому дому: с десяток грузовиков и автобусов спешили на его защиту от верных президенту Ельцину войск. Собственно, после той короткой встречи я никогда особо не верил в официальные цифры потерь при штурме здания взбунтовавшегося российского Верховного Совета. Они всегда казались мне сильно заниженными.

Кажется, в тот момент мы едва разминулись с гражданской войной? Или что это было? И если  тогда была грань гражданской войны, то почему спустя исторически ничтожное время те, кто был по разные стороны как бы баррикад, столь быстро и крепко слились в служении не столько даже власти, сколько победившему порядку? Который как только не называли. И госкапитализмом, и капитализмом олигархическим. Даже клептократией. Пока, наконец, все прежние «стилистические разногласия» слиняли полностью на фоне единой и неоспоримой Вертикали Власти. Разве что бывший вице-президент Руцкой так и болтается политически неприкаянным: этим летом его, кажется, уже в пятый раз сняли с очередных выборов.

Мне кажется, это не было ни гражданской войной, ни ее кануном, ни последним «звонком-предупреждением». Это был безжалостный спор себе подобных между собою, не нашедших иных возможностей, кроме как разменять сотню-другую пешек, павших в уличных боях в Москве  1993 года в Останкино и у Белого дома. Потом говорили, что мы выучили главный урок: о том, что нельзя доводить до того, чтобы разрешать политические разногласия вооруженной силой, что нельзя вовлекать армию в решение внутренних политических конфликтов. Да, этот урок мы выучили. Надеюсь, этого «противоядия» хватит нам еще надолго. Да еще Украина буквально проорала нам в ухо всей силой правого сектора своего Майдана, для тех, кто тогда не все понял: «Повторение – мать учения!»

Один урок выучили, а другие даже не заметили, как провалили. С треском. Потому что то была никакая не «гражданская война» в буквальном понимании этого термина, а кровавая (хорошо еще, что не всероссийская) безумная вакханалия политического тщеславия и амбиций. Словно бес безумия вселился в тогдашних вершителей политических судеб, отказав им в способности вовремя остановиться и договориться. Это не их вина даже, а трагедия. Трагедия поколения, выросшего в той политической среде, где искусство политических компромиссов было неведомо. А о важности грамотно выстроить политические институты  общества так, чтобы они не зависели от слабостей или пристрастий конкретных людей, временно оказавшихся на той или иной должности (а на всех должностях все - временно), слыхом не слыхивали. С тех пор с институтами у нас не задалось. Расстрелянный парламент получил в новой Конституции подчиненную роль. Почувствовавшая себя тогда, в 1993 году, бесконтрольным бенефициаром исполнительная власть уже в 1996 году, во время президентской избирательной кампании, так «нагнула» избирательный процесс и систему выборов целом, что мы до сих пор ее, по сути, разогнуть до состояния рутинной демократии не можем. Каждый новый избирательный цикл у нас проходит под знаком бесконечной перелицовки выборного законодательства.

Впрочем, не будем слишком требовательны. Все же главный урок усвоили. И на том спасибо. Хорошисты, значит. По пути периодической «майданизации» не пошли. Будем еще долго-долго подстригать, согласно доброму английскому правилу насчет газонов, свою политическую полянку, чтобы не через 300 лет, конечно, а ранее стать сбалансированным во всех смыслах обществом. Наверное, тогда у нас полностью и устоится оценка событий октября 1993 года. И мы поймем, что же это все-таки с нами тогда случилось. Да и не только тогда, а вообще в последние лет 20.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.