Он знал, как жить и не тужить
Это - знаменитый иеромонах Амвросий Оптинский, ставший прообразом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых».
Так сложилась его жизнь, что в неё то и дело вторгались болезни - тяжёлые, мучительные, почти смертельные. Из-за этого ему приходилось очень многое менять. Не только в планах, но и в себе самом. А вот к худшему или к лучшему оказывались такие перемены – вопрос интересный и необыкновенно важный.
Это началось с ранней юности.
Старшекурсник Саша Гренков был на пороге большой жизни, обещавшей очень многое ему - умнице, весельчаку, красавцу, говорившему на пяти языках. И вдруг он тяжело заболел. Болезнь всегда случается не вовремя. Но тут ситуация была совсем плохой. Проблемой для Александра стало не только доучиться, но и дожить до ближайших дней. В полузабытьи между жизнью и смертью он горячо молился. И дал обет: если выживет – примет монашеский постриг.
Чудо случилось. Он выжил. Здоровье вернулось. Жизнь наладилась. И мысли о монашестве как-то отодвинулись. Но не ушли совсем. Ему казалось, что он еще не готов к столь серьезному шагу.
Бывает, что подготовка к какой-то новой жизни так затягивается, что, собственно, и становится самой жизнью, а ничего другого так и не наступает. Возможно, так бы случилось и у Александра. Но тут вновь вернулась болезнь - не так страшно, как в первый раз, но ощутимо для того чтобы принять ее как сигнал. И он отправился в монастырь, где теперь уже на месте своей будущей жизни завершал к ней подготовку. А когда ему исполнилось тридцать лет, сделал тот самый шаг.
Так в 1841 году вместо Саши Гренкова появился в Оптинской пустыни монах Амвросий. И вскоре стало ясно, что именно здесь суждено раскрыться главному таланту, заложенному в этом человеке. Таланту старчества. Старец в православном понимании это вовсе не возрастная категория. Это особое состояние человека между небом и землей, когда многое открывается и многое дается.
К старцу Амвросию в Оптину потянулись потоки людей со всей страны. Все находили у него что-то важное и полезное для себя. Даже Лев Толстой, который многое не принимал в Церкви, после посещения старца записал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».
Болезни от него не отступали. Он уже почти не ходил. Но не печалился и все принимал с благодарностью. Как сам считал, болезни помогали ему избавиться от излишней живости характера и самомнения, больше понять в себе и в жизни. Говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться».
А ближе к концу своей большой жизни так сформулировал ее правило: "Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – моё почтение".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Подвижник веры Амвросий
Колонка диакона Сергия Зверева
23 октября Православная Церковь совершает память преподобного Оптинского старца Амвросия (Гренкова). Личность и духовную деятельность Преподобного считают связующим звеном между Церковью и народом в 60-80-х годах XIX столетия, времени широких антицерковных настроений русского общества.
Будущий подвижник, в миру Александр Михайлович Гренков, происходил из церковной семьи с Тамбовщины. Его начальным образованием стало чтение церковнославянского букваря и богослужебных книг, которые он использовал на послушаниях в храме. В двенадцатилетнем возрасте Александр поступил в Тамбовское Духовное училище, продолжил образование в одноименной Духовной семинарии (далее).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции