Информационный потоп сознания
Едва открыв глаза, первым делом заглядываю в телефон, чтобы проверить, кто же мне звонил: ведь у стольких людей вдруг возникает необходимость позвонить тебе в три-четыре часа ночи. Дальше я включаю новый альбом какой-нибудь группы и отправляюсь умываться. Завтракаю с журналом или газетой в руках. По дороге до метро снова слушаю музыку. В метро читаю.
В университете я априори нахожусь в постоянном потоке знаний, которые льются как со стороны преподавателя, так и со стороны сокурсников. После этого я отправляюсь делать домашние задания в библиотеку, оттуда уже домой, и последнее, что я делаю перед тем, как лечь спать, — выключаю телефон. И убираю подальше.
Весь день я окружен информацией. Изо дня в день, от недели к неделе она вездесуща.
Бесспорно, было бы глупо и наивно полагать, что в век информационных технологий получится жить в ладу с миром, не следуя его правилам. Однако порой информации становится чересчур много, сосуд моего черепа переполняется, и мозг как будто взрывается. Иногда требуется достаточно продолжительное время на то, чтобы собрать все осколки воедино.
В такие дни я обычно запираюсь дома и сажаю себя на информационную диету: слушаю спокойную и негромкую музыку, сплю, ем и не гружу себя практически никакой информацией.
Невольно вспоминаются слова великого философа и психолога Эриха Фромма, который еще в середине прошлого века говорил людям о том, что они абсолютно не умеют жить без поглощения внешних данных. По словам Фромма, мы «потребители с разинутыми ртами», которые только и ждут, чтобы в них что-нибудь закинули.
Так и получается, что нам очень трудно ничего не делать, ничем себя не занимать.
Сейчас на дворе эпоха трудоголиков, поэтому даже временное ничегонеделание воспринимается как тунеядство. Но вот только представьте себе картину: закат, берег реки или озера, и вы просто сидите и созерцаете. Не делаете больше ни-че-го. Не курите ни сигарету, ни сигару, не потягиваете из бутылки алкоголь, не общаетесь с людьми (неважно — близкие они, члены семьи или случайные знакомые). Тишина. И только ты — наедине с самим собой.
Подобное удовольствие не может быть постоянным. Но если не ограничивать себя, не заставлять информационно поголодать, то рецепторы «забьются», и будет трудно ощутить вкус информации…
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции