Здесь время остановилось
Сюжет:
Московкины дворикиСегодня отправляюсь в Замоскворечье, где в Малом Татарском переулке – некогда части татарской слободы – находится один ярких образов мусульманской культуры - особняк Асадулаева.
В этот раз на прогулку со мной отправился краевед Низами Ибраимов, который знает эту часть Замоскворечья практически как свои пять пальцев.
Неспешно шагая по светлому, широкому переулку, вдыхая сырой и теплый декабрьский воздух, мой собеседник рассказывает историю района. Исторически так сложилось, что эту часть Замоскворечья заселяли татары. Во времена Золотой Орды здесь находилось представительство этого древнего государственного образования, а также Посольский приказ. Позже, после избавления Руси от монголо-татарского ига, тут расположился Посольский приказ, а также другие учреждения, которые налаживали отношения между Русью и Восточными государствами.
- Эта история нашла свое отражение в названиях улиц, - говорит Низами Ибраимов. – Смотрите сами: улицы Большая и Малая Ордынка, Татарская улица и переулки, Толмачевский переулок, в старину толмачами называли переводчиков. Поэтому здесь старались селиться татары. В свое время тут жили многие родовитые татары.
Старая Москва, я бы даже сказала – старинная. В основном малоэтажная застройка начала 20 века, в которой изредка мелькают здания периода советской индустриализации. Но с общим стилем они не смешиваются и общий архитектурный ансамбль не разбавляют.
Двигаясь неспешным шагом, мы дошли до цели нашей прогулки – дома №6 в Малом Татарском переулке. Здание хоть и не выбивается из картины, но имеет свою особенность – его фасад украшен традиционным татарским узором.
- Интересная отделка дома – хоть и в общем стиле, но со своей изюминкой, - замечаю я.
- Он строился по заказу Бакинского нефтепромышленника Шамси Асадуллаева именно как татарский культурный центр. Он в этом районе специально выкупил два участка земли для возведения здания. Проект разрабатывал архитектор Владимир Краузе, который придал ему самобытный колорит, но в то же время сохранил классицизм. И в 1914 году дом был построен, - рассказывает краевед. – За свою вековую историю дом только единожды переставал быть центром объединения тюркских народов. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь.
Заходим через арку во двор, который представляет собой так называемый колодец – очень тихий и уютный. Я ожидала здесь увидеть пожилого дворника-татарина, как в старые добрые советские времена, непременно с метлой в руках и в белом фартуке. Но их сейчас нет. И даже таджика, наводящего чистоту, в тот день встретить не удалось. Смотрю наверх - и перед глазами проносится ретроспектива страниц истории России: от радужных до кровавых. Многое изменилось в стране за 100 лет, а здание, как памятник Великому, осталось неизменным.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции