- Город

Главная страница ВМ

Кабмин утвердил перечень товаров первой необходимости в связи с коронавирусом

Синоптики: новая неделя в столице начнется с похолодания и снега

В Москве за сутки провели 6,5 тысячи исследований на коронавирус

Сергей Собянин открыл Некрасовскую линию метро

Москвичам напомнили о режиме работы организаций на выходных

Врач из Германии о коронавирусе: Немцы на грани выживания, их успокаивают русские

Каким будет мировой порядок после коронавируса

«Говорили о великом Путине»: как итальянцы отреагировали на помощь России

Космонавт объяснил, как сохранить физическое и психическое здоровье в замкнутом пространстве

Роман Вильфанд рассказал о погоде на весну и лето в России

«Все идет по утвержденному сценарию»: политолог — о наступлении новой мировой войны

«Боже, храни Лукашенко!»: русско-украинская семья сбежала от коронавируса в Минск

Как мировой кризис отразится на жизни простых россиян

Врачи предупредили о новом симптоме коронавируса

«Вечерняя Москва»

Тело Ленина: пока еще полежит

Вокруг смерти Ленина (21 января 1924 года), как вокруг всякой сильной исторической личности, до сих пор ходит множество мифов, слухов и легенд.

Бытуют даже разные версии причин его смерти. В первые постсоветские годы, например, любили педалировать версию насчет последствий сифилиса или нейросифилиса: тогда в порядке «разоблачения проклятого советского прошлого» считалось нужным именно таким способом десакрализировать обожествлявшийся в СССР образ вождя мирового пролетариата.

На самом деле (хотя одно время Ленин и допускал у себя широко распространенную в то время бытовую болезнь, пытаясь лечиться препаратами на основе ртути и висмута), этот диагноз был отвергнут еще при жизни основателя Советского государства приглашенным к нему специалистом по этой болезни немцем Максом Нонне. Умер Ленин, скорее всего, от атеросклероза сосудов головного мозга, особенно сонной артерии, закупорке которой способствовало и ранение пулей Фанни Каплан в 1918 году. Процесс угасания человека с таким диагнозом драматично показан в фильме Михаэля Хайнеке «Любовь».

Предложение сохранить тело было выдвинуто Сталиным еще осенью 1923 года, когда Ленин уже был отправлен умирать в Горки. Он, бывший семинарист, так обосновывал свое предложение: «Нужно забальзамировать тело Ленина. Существуют на сей счёт новейшие методы… Это не противоречит и старым русским обычаям. Поместить его в специально оборудованный склеп».

Но Лев Троцкий, бывший последовательным антиклерикалом (впрочем, как все большевистские вожди, но тут он еще и противопоставлял себя Сталину, почитая именно себя, главного организатора Октябрьского восстания в Петрограде в 17-м, главным наследником Ленина) возмутился: «Бальзамировать останки Ленина – это значит под коммунистическим флагом воскресить практику Русской Православной Церкви поклонения мощам святых угодников!». Позже он вспоминал: «Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам Русской Православной Церкви, угодники делались мощами… Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича». «Делать из Ленина мумию – значит оскорблять его память, это противоречит его материалистическому мировоззрению», - поддержал Троцкого Бухарин. Против высказался и влиятельный член Политбюро Каменев: «Я думаю, если мы издадим собрание сочинений миллионными тиражами, это будет достойно закреплять о нём память. Я против бальзамирования, это отголосок поповства».

Осенью 1923 года решение о бальзамировании отложили, тем более что и супруга Надежда Крупская была против. Но сразу после смерти Сталин на волне общенационального, почти истерического траура, идею реанимировал, вложив ее в уста послушного ему во всем председателя ВЦИК СССР Михаила Калинина. А еще сославшись на «мнение простых рабочих-партийцев из провинции». Впоследствии схожие обоснования подводили под многие решения большевистской верхушки. Существует также версия, что идею бальзамирования Сталину подсказал Леонид Красин (который потом и осуществлял практический надзор за бальзамированием тела). Красин разделял идеи такого теоретика большевиков, как Александр Богданов (о физическом бессмертии), а еще Николая Федорова, русского религиозного мыслителя и футуролога (о возможности физического воскрешения умерших в будущем). Сталин вообще многое потом перенял в своих пропагандистских доктринах и приемах у таких теоретиков, а также у идейно «разгромленных» еще Лениным до революции «большевиков-богостроителей» во главе с Луначарским и др.: те простецки предлагали превратить марксизм в религию, что на словах было отвергнуто, но затем в тех или иных формах явно просматривалось в советской коммунистической пропаганде. А еще, быть может, Сталину, помимо всего прочего, надо было показать, что Ленин – точно умер: вот же его тело лежит, можете полюбоваться. Поскольку в тогдашних условиях всеобщего хаоса вполне мог зародиться много раз встречавшийся в русской истории миф о том, что, дескать, вождь «чудесно спасся». Появились бы всякие «двойники» да самозванцы. Ну к чему это, спрашивается, было Иосифу Виссарионовичу?

Сама природа помогла в осуществлении его затеи. Когда Ленин умер, стояли лютые морозы. Потом тело везли на поезде сквозь толпы горевавших людей из подмосковных Горок, потом выставили во временном мавзолее, сооруженном за три дня. Тело все это время вполне прилично сохранялось. К тому же проводивший вскрытие тела Ленина профессор Абрикосов совершил временное бальзамирование. Предполагалось, что оно будет действовать только на время прощания сотен тысяч людей с вождем. В аорту был введен раствор из формалина, спирта, глицерина, хлористого цинка и воды.

Так тело хранилось до марта 1924 года, когда стало теплеть, и оно стало терять презентабельный вид. Надо был срочно бальзамировать понадежнее, что и было сделано под руководством биохимика Бориса Збарского, который потом долгое время возглавлял лабораторию по сохранению тела при Мавзолее.

По мере приближения очередной годовщины смерти Владимира Ленина поднимают вопрос: а не пора ли вынести его из Мавзолея и похоронить, как он то сам завещал, на Волковом кладбище в Петербурге? Однако с каждым годом такие дискуссии, как мне кажется, идут все тише, волнуя общественность все меньше. И хотя официально Русская Православная Церковь выступает за захоронение, она не категорично настаивает на этом. Если решение о выносе тела и его захоронении и будет принято когда-то в будущем, оно в любом случае станет решением о резком разрыве с советской исторической и культурной традицией, неким подчеркнутым «антисоветским» решением. Пока возможности и желания принять именно такое решение у власти не просматривается. Власть подчеркивает, напротив, преемственность и с имперским периодом, и с советским. И решительно вычеркивать что-либо из общественно-политического пространства (а Мавзолей Ленина, безусловно, часть этого пространства) не намерена.

Ленин хотя и умер 91 год назад, остается неизменной частью политического ландшафта. Он живет не только в лозунгах (пусть даже некоторые их считают девальвированными или даже фальшивыми) своих прямых идейных наследников- коммунистов. Но и в артефактах советской эпохи, которой ведь именно он положил начало. Еще недавно было принято считать, что спокойно похоронить тело бывшего вождя можно будет тогда, когда уйдет последнее советское поколение – люди, которые носили октябрятами значки на груди с его изображением, кто клялся «продолжать дело Ленина», вступая в правящую партию, которая в конце своего существования насчитывала более 18 миллионов членов, кто ходил под знаменами с его изображением на первомайские и другие демонстрации. Но, видимо, не все так просто. В каком-то смысле прежний советский лозунг о том, что «Ленин всегда живой» не утратил свое значение и сегодня. В том смысле, что не ушла, не умерла полностью советская эпоха, она дает о себе знать в привычках людей, в традициях, обычаях, в общественных неписанных нормах. Он, лежа на Красной площади, словно наблюдает, что из совершенной им революции останется с нами окончательно, а что окончательно отомрет или переродится до неузнаваемости. Он словно за нами присматривает со своим характерным воспетым советским кинематографом (который ведь тоже никуда от нас не делся, почти каждый день крутят по телевизору) прищуром.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

Новости СМИ2

Анатолий Горняк

Самоизоляция — штука полезная

Михаил Бударагин

Сидите дома — исполняйте долг

Георгий Бовт

Помощь малому бизнесу: всех не спасти

Александр Лосото 

Заразу-2020 можно победить

Олег Сыров

Готовим дома мульгикапсад: вкусно и по-эстонски медленно

 Александр Хохлов 

Спастись от пандемии, приготовиться к войне

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Зачем Господь взалкал в пустыне?

Стать фармацевтом со школьной скамьи

Полезная неорганика поможет жить до ста лет

Упал — отжался!

Нейрохакинг: тело учит мозг быть здоровым и счастливым