Главное
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Почему люди «тапают» хомяка?

Почему люди «тапают» хомяка?

Скандальная битва за Wildberries

Скандальная битва за Wildberries

Головоломка-2

Головоломка-2

Дома для интеллектуалов

Дома для интеллектуалов

Мороженое в СССР

Мороженое в СССР

Сотрудники полиции даже в отпуске обязаны и могут пресекать административные правонарушения? Полицейский с Петровки

Сотрудники полиции даже в отпуске обязаны и могут пресекать административные правонарушения? Полицейский с Петровки

Поступление в советский университет

Поступление в советский университет

Как охлаждались в жару раньше?

Как охлаждались в жару раньше?

Развод Алсу

Развод Алсу

50 лет Жанне Фриске

50 лет Жанне Фриске

Левиафанатизм. Горшочек, не вари!

Развлечения
/ Фото: «Вечерняя Москва»
«Левиафан» прекрасен, спору нет. Он классный. Он – в самую больную точку. Острый, спорный, болезненный. Неоднозначный. И Звягинцев – классный. Для меня он вообще сейчас режиссер номер один (Михалков давно вне всех номеров). И абсолютно справедливо дали Звягинцеву все призы, а теперь вот еще и «Слона» Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Но исподволь нарастает смутное, трудно выразимое чувство. Справедливо – да. Но не с перебором ли? Опасение возникает, как бы не остались на волне этого левиафанатизма незамеченными другие работы наших режиссеров-киношников. Замечательные, достойные.

Ей-богу, такое чувство, что фильмам, которые были сняты в минувшем году, просто не повезло. Тень, отброшенная блистательным «Левиафаном», как-то застила их, растворила в себе. Ведь нет таких бурных обсуждений ни потрясающего «Дурака» Юрия Быкова или «Испытания» Александра Котта. И как-то выпадет из киноконтекста дня прелестный «Мой личный лось», хоть и побывавший уже за границей, но не избалованный вниманием тех же кинокритиков, чьи интересы сфокусированы все там же – вокруг «Лефиафана». И уж совсем по краю сознания любителей кино скользит «Комбинат «Надежда». И даже совершенно потрясающий фильм «Звезда» Анны Меликян, который сам Президент гильдии киноведов и кинокритиков России Андрей Шемякин в интервью «Вечерке» назвал «явлением, в котором необходимо разбираться по всем законам киноискусства», а также «картиной с эпохальным значением, первой картиной, подводящей итог под иллюзиями поколения 90-х» не обсуждается столь же первополосно, как ее коллега. А ведь это хрустально звучащий фильм, созданный для всех и лично для каждого, общественно-звучащий, но и очень личностный, персонифицированный, прописанный для тех, кто все происходящее вокруг ощущает «обескоженно». И вот вопрос – а засияет ли «Звезда» так, как «Левиафан», уже априорно проигрывая ему по числу наград?

[OBJ=Трейлер. "Звезда" реж. А. Меликян]

Боюсь, как бы в этой ситуации не сработал «синдром толпы». Когда мы замечаем только то, что замечают все, что отмечено, апробировано, со штампом. Ведь призы (да, пусть и заслуженные!) – это действительно своего рода «маячки», расставляемые в нашем сознании, как справедливо заметил все тот же Шемякин. На которые мы реагируем: есть приз – хорошо, ну а на нет и суда, как говорится…

Я радуюсь заслуженным высоким отметкам, которые щедро раздаются «Левиафану». И информподдержке этого фильма, думаю, неожиданно для самого Звягинцева ставшего настоящим «русским проектом». Дай бог ему, как говорится. Но хорошо не забыть бы в этой суете о других…

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

"ВМ" РЕКОМЕНДУЕТ

В минувшем году в России был снят не один «Левиафан». Мы выбрали три ленты, без которых нельзя представить себе нынешнее российское кино во всей его многокрасочности. И которые мы от души советуем вам посмотреть.

"ДУРАК"

Драма

Режиссер Юрий Быков

В ролях: Артем Быстров, Борис Невзоров, Наталья Суркова

На DVD с 22 января

При всей социальной подоплеке драмы «Дурак» основной вопрос картины заключается в самоопределении: коли ты человек, ответить — один в поле воин или как получится? Обычный сантехник дураковатого вида в новом фильме Быкова продолжает ряд уже созданных им героев в фильмах «Жить» и «Майор». Он тоже один и тоже идет против всех. Что априори небезопасно. А тут… Трещина во весь дом может унести жизни восьмисот человек. Констатировав этот факт, дурак-сантехник по принципу «моя хата с краю» мог бы ограничиться составлением акта об аварийном состоянии дома. Но ему вдруг жизнь этих людей перестает казаться пустяком.

И он лезет куда-то туда, где обретаются сильные мира сего, и где ему никто не рад. Его «мне не все равно» — это вызов обществу, которому такие герои не нужны.

"ИСПЫТАНИЕ"

Драма

Режиссер Александр Котт

В ролях: Елена Ан, Борис Рассомахин, Карим Пакачаков

В интернете

В фильме Александра Котта «Испытание» есть все — любовь, надежда на будущее, природная идиллия, по-дизайнерски красивая. И есть неумолимая фаталистичность, судьба, против которой нет ни лома, ни режиссерской доброжелательности: да, мы хотим жить так, но все получится иначе. И все решит случай. И вот жизнь, которая могла стать такой счастливой, лопается мыльным пузырем: фактическую основу картины составили долго скрываемые события в Семипалатинске.

И в бесконечную, как небо, любовь и мечту о счастье врывается гриб гигантского взрыва — безумно красивый эстетически, но с жизнью несовместимый.

Слов в фильме нет. Они там не нужны. Зато есть музыка Алексея Айги, за которую ему отдельный поклон. Бессловесный полный метр на невероятно трудном материале — это подвиг. Фильм не смотрится, а слушается — сердцем.

"ЗВЕЗДА"

Мелодрама, комедия, драма

Режиссер Анна Меликян

В ролях: Тинатин Далакишвили, Северия Янушаускайте, Павел Табаков, Андрей Смоляков

С 4 декабря 2014 года

Кинотеатр «5 звезд-Новокузнецкая», ст. м. «Павелецкая»

Ул. Бахрушина, 25 

«Звезда» Анны Меликян произвела настоящий фурор еще на «Кинотавре», пережила громкую премьеру, а затем как-то несправедливо ушла в тень. Между тем не у всякого режиссера получается гармонично сплести воедино три человеческие судьбы. Очаровашка, жаждущая славы, светская «львица», оказавшаяся на грани смерти, изломанный притворством парнишка, — из такого набора обычно варится безвкусный супчик. Но Анна Меликян создала кулинарный шедевр. Его «ешь» жадно, а потом еще долго разбираешь «по косточкам».

Это вовсе не кино о пустоте светской жизни, а картина, философски переосмысливающая нас в мире и мир в нас, а главное — препарирующая эпоху 1990-х. В одном из интервью Меликян сказала, что ее «Звезда» — фильм о желании жить.

Можно добавить — и о том, как определить свое место в системе координат, положение которых меняется.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.