«Ида» победила «Левиафана», а искусство – политику
/ Фото: «Вечерняя Москва»Эти два действительно очень сильных фильма обречены на сравнение. И не только потому, что они сошлись в борьбе за самую престижную премию в мире кино. Оба вызвали возмущение – «Левиафан» в России, «Ида» в Польше. По большому счету, и Звягинцев, и Павликовский показали, как маленький человек попадает под трактор эпохи. Но как же по-разному все решено!
Сравнение первое, внешнее: монументальность против минимализма, гора против мыши. Вполне себе бюджетный «Левиафан» бесконечен как берег Ледовитого океана, где разворачивается его действие. Много непривычного для Звягинцева экшена, много персонажей, море водки и мат в каждой фразе. Фильм можно резать и резать – и еще вопрос, станет ли он хуже.
[OBJ Трейлер фильма «Левиафан»]
Картина же Павликовского скромна и аскетична, как монастырская послушница Анна-Ида перед постригом. Изысканная черно-белая палитра, формат 4:3, в котором уже никто не снимает, и никаких спекуляций для привлечения внимания. Всего-то час двадцать – но из них не вычеркнуть ни минуты. Потому что все необязательное режиссер вычеркнул сам.
[OBJ Трейлер фильма «Ида»]
Следующее напрашивающееся сравнение – духовное. Герой «Левиафана», как библейский Иов Многострадальный, подвергается великим испытаниям – и эта параллель всячески педалируется. Только вот бог, испытав веру Иова, вернул ему больше, чем отнял, а Звягинцев оборвал историю посередине, на лишениях и страданиях. Это как историю Христа кончить Голгофой, ни словом не намекнув на Воскрешение. Ида тоже проходит через испытания, ничуть не менее страшные. Убийца ее родителей выкапывает из ямы их кости – и никуда не деться от вечных вопросов, почему бог так жесток и есть ли он вообще… Но вера Иды выдерживает всю невыносимую тяжесть правды. И этот путь возвращения к богу художественно сильнее и интереснее.
В противостоянии «человек-система» Звягинцев сосредоточен на критике пороков общества, он все решает сам и сам выносит приговор. А Павликовский ненавязчиво предлагает искать ответ – и двум своим героиням, и зрителям. Что, может быть, не столь выигрышно, но, несомненно, художественно глубже.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
ИТОГИ «ОСКАРА-2015»: «ЛУЧШИМ ФИЛЬМОМ» СТАЛ «БЁРДМАН»
[OBJ Трейлер фильм «Бердман»]
МНЕНИЯ О ФИЛЬМЕ «ЛЕВИАФАН»
ЗА
Погибшее семужье стадо села Териберка
Колонка обозревателя Леры Бокашевой
Режиссер Андрей Звягинцев получил за своего "Левиафана" "Золотой глобус" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Это очень высокая награда. В истории отечественного кинематографа это второй случай - первый раз награду получил за "Войну и мир" Сергей Бондарчук в 1969 году.
Съемки проходили в Мончегорске, в Кировске и в селе Териберка Кольского района Мурманской области. Казалось бы, теперь эти места прославлены на весь мир. Но глава сельского поселения Териберка Татьяна Трубилина сказала, что против того, чтобы фильм демонстрировался у них в поселении. (далее)
ПРОТИВ
«Левиафан»: старая сказка о мрачном
Колонка обозревателя Бориса Войцеховского
Человек – создание, необычайно странное, и главной странность его является вера. Точнее, желание верить, доходящее подчас до полного абсурда. Шум, возникший нынче из-за картины «Левиафан», - лучшее тому подтверждение.
Российская общественность свято верит в то, что если уж какое-то иностранное кино получает крутую премию, значит, за всем этим стоит политика, не иначе. В прошлом году «Оскар» достался ленте «12 лет рабства». Ну, это потому, там про афроамериканцев, а в США президент сам такой! А «Повелитель бури» получил «Оскар» потому, что там про Ирак, где американцы воевали. А… ну, вы поняли. (далее)
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции