Главное
Карта событий
Смотреть карту

Пьеса после пьесы, или Ревизор душ наших

Развлечения
Пьеса после пьесы, или Ревизор душ наших
/ Фото: «Вечерняя Москва»
Великий русский писатель Николай Гоголь родился 1 апреля 1809 года. Умер Николай Васильевич, оставив нам множество загадок и вопросов.

Конечно же, он был большим мистификатором. Взял, да и сжег перед самой смертью второй том «Мертвых душ», заставив Чичикова мчаться на тройке в неизвестность, а читателя мучиться вопросом: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ». Ну да ладно, текст второго тома специалисты по творчеству великого писатели смогли худо-бедно восстановить, хотя и с большими пропусками-пробелами и многоточиями.

Но мало кто, кроме литературных критиков и литературоведов, знает, что Гоголь написал продолжение «Ревизора» под названием "Развязка «Ревизора»". Эта коротенькая «пьеса после пьесы» представляет собой сцену обсуждения спектакля актерами, занятыми в «Ревизоре». Кстати, великий актер Михаил Щепкин, считай 180 лет назад, играл в ней самого себя, то есть актера, исполняющего роль Городничего.

Новое гоголевское произведение удивило многих современников, поскольку наполняло классического «Ревизора» совершенно оригинальным смыслом.
Согласно этому толкованию, действие «Ревизора» происходит не в реальном городе, а в душе человеческой. То есть чиновники-персонажи – это наши человеческие страсти, Хлестаков – ветреная совесть человечества, а ревизор, появляющийся в конце пьесы, – Высший суд, ожидающий каждого.

То есть Хлестаков отнюдь не отрицательный персонаж, хотя и проходимец, конечно, чего греха таить. Он не вымогает взятки, и ни разу по ходу пьесы не подтвердил, что он ревизор из Санкт-Петербурга, то есть не соврал. Он просто промолчал. Как у того, кто принимает взятки, молчит совесть.

Что же касается остальных персонажей пьесы, то есть чиновников, не все они взяточники и лихоимцы. Однако всех их, праведных и неправедных, как и всех нас, ждет один финал. «Что̀ ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба, – произносит персонаж Щепкина в финале «пьесы после пьесы». И продолжает: «Поэтому лучше ж сделать ревизию всему, что̀ ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее».

Говорят, государю императору Николаю I «Ревизор» понравился настолько, что на премьере спектакля он подарил Гоголю драгоценный перстень, снятый с собственной руки.

В ожидании, видимо, того будущего, что «Ревизор» очистит и исправит лукавую и нестойкую душу части российского чиновничества.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Подкасты