Цыган, ставший ветром
Не знаю, чем руководствовался московский метрополитен, выбирая ту или иную мелодию, звучащую в подземке. Но точно знаю вот что: когда, спускаясь на эскалаторе, люди слышали мелодию из фильма «Цыган», они замирали. Я видел это. Я замирал и сам.
Это волшебство, правда, какое-то волшебство из юности, из детства – этот фильм, и Клара Лучко в нем, и, конечно же, Волонтир – молчаливый, мудрый, твердый, несгибаемый, как все то, что выходило из-под рук его героя-кузнеца.
Волонтира любили как-то безоговорочно, по умолчанию. Свой. Родной какой-то. Воплотивший на экране – даром, что играл цыгана Будулая, а сам молдаванин – совершенно русское: раздумье, любовь, неторопливость и силу.
Биография была богатой. В 18 лет Михай стал преподавать в сельской школе, в селе Попоуцы. В 1955 году окончил Оргеевское педагогическое училище и стал заведующим клубом в селе Липчены Резинского района. В 1957 году, после республиканского смотра самодеятельности, был приглашён в учебную актёрскую группу Музыкально-драматического театра имени Александри в Бельцах.
Тридцать пять картин в фильмографии. Роли следователей, прапорщиков, киномехаников. А запомнился, в первую очередь, конечно им – Будулаем.
Копна седеющих волос, борода, рубашка белая, шляпа на голове, фраза, ставшая крылатой. «Я стал словно ветер, а мои мечты превратились в пыль».
Он, и правда, пронесся ветром. Растрепал душу каждому. Сначала – в 1979 году «Цыганом» режиссера Александра Бланка, после, в 1985-м, снявшись в продолжении этой картины – «Возвращении Будулая».
После – исчез. Не вписался в российский кинематограф, как и многие другие прекрасные актеры его поколения. Играл в каких-то сериалах, молдавских фильмах, которые в у нас и не видел никто. В последний раз выходил на съемочную площадку в 2003 году, исполнив эпизодическую роль в картине «Чандра». И – тишина.
Он был из тех, чьего возвращения на экраны искренне ждали многие. А вместо этого приходили печальные вести: Волонтир тяжело болен, у Волонтира диагностировано онкологическое заболевание, а также диабет с осложнением на глаза. Операции следовали одна за другой…
Последние два с половиной месяца Михай Ермолаевич находился на постоянном стационарном лечении в городской больнице родного города Бельцы, а затем в Республиканской клинической больнице в Кишиневе. Здесь, по сообщению его супруги, и скончался.
«Я слишком близко к сердцу воспринимал свои роли в фильмах и спектаклях», - говорил он в одном из своих последних интервью. И, действительно, проживал свои роли. Переживал их. Теперь – их очередь жить вместо него, наплевав на границы, политику и время.
ПАМЯТИ МИХАЙЯ ВОЛОНТИРА
Прощай, Будулай!
Не по советской привычке, а из любви и огромной симпатии Волонтира мы считали «своим» актером, не молдавским. Образ, созданный им в пронзительном «Цыгане», фильме, ставший культовым в нашей стране, а затем и в продолжении эпопеи – «Возвращении Будулая» - был настолько близок всем зрителям, что и его создателя все полюбили, отчасти перенеся качества цыгана на реального человека. Впрочем, Михай Волонтир и правда заслуживал любви и признания – и за талант, и за человеческие качества. Актера не стало 15 сентября (далее…).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции