Куда бежать Европе
Один уже подал заявление на выезд в Канаду, другой сел за изучение испанского, мечтая о ПМЖ в Латинской Америке, третий смотрит в сторону России. Нельзя сказать, что подобные настроения стали господствующими, но то, что людей охватила тревога, — факт. И как не пугаться, если по местным телеканалам вот уже целый год день и ночь идет одинаковая картинка: нескончаемая толпа беженцев — они бредут по дорогам, ими забиты поезда, они прорываются сквозь хлипкие пограничные заграждения, вытаптывают поля, бросают камнями в полицейских — уже счет потерян, сколько этих нежданных гостей осело на пространствах Шенгена. Миллион? Два миллиона? Картина действительно почти апокалиптическая. Как тут не прийти в ужас. Кто эти люди? Чего они хотят? С какой стати мы обязаны их кормить, давать им кров и работу? А тут еще эта бойня в Париже… Я хорошо помню тот день, который недавно провел в лагере беженцев на границе Сербии и Хорватии, и то ощущение неизбежной беды, оно было связано и с самим зрелищем непрекращающейся лавины, а еще с тем, что эта толпа на 80 процентов состояла из молодых, здоровых парней с холодными глазами. Нет, они едут не за тем, чтобы уважать европейские ценности. Вовсе не за этим они едут.
Как раз накануне парижской трагедии Центр общественного мнения Чехии провел опрос, результаты которого показали рекордно высокий уровень нетерпимости к гражданам других национальностей. Чешский президент Милош Земан также неоднократно высказывал свое резко негативное отношение по поводу «нежданных гостей», а заодно — и по поводу политики Евросоюза в этом вопросе.
Тут надо напомнить, что как раз страны Центральной и Восточной Европы заняли свою особую позицию, сильно отличающуюся от подхода г-жи Меркель и ее коллег из Брюсселя. Венгры, словаки, чехи не хотят признавать «квоты» по беженцам, которые им навязывает брюссельский «обком». Они давно (хотя и тщетно) призывают закрыть внешние границы ЕС, беспощадно выпроваживать из Европы так называемых «экономических беженцев», делая исключение лишь для тех, кто покинул насиженные места по причине политических преследований.
Однако даже после теракта во Франции глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер подтвердил верность прежним подходам в решении миграционных проблем, что по сути означает: пусть все идет своим чередом. На это незамедлительно отреагировали чешские политики. Премьер Богуслав Соботка выразил разочарование. Вице-премьер и министр финансов Андрей Бабиш заявил, что Европе объявлена настоящая война и отсутствие адекватной реакции грозит развалом Шенгенского пространства, а затем и всего Евросоюза.
Уяснив, что полагаться в этой ситуации надо на самих себя, власти Чехии от риторики переходят к делу. Так недавно принято решение о сносе большого торгового центра в сердце Праги — он давно и прочно стал своеобразным клубом для мигрантов. Теперь на его месте построят отель. А весной намечено провести учения, в ходе которых будут отрабатываться детали охраны стратегических объектов.
Наконец, надо отметить и еще один мотив, который стал звучать в комментариях серьезных СМИ, — лично для меня он представляется самым важным и конструктивным. Настала пора приступить к совместной масштабной операции силами США, НАТО и России, а также аффилированных государств региона против ИГ* и других террористических группировок. Забыть прежние обиды и сплотиться против общего врага.
А если промедлить, то будет поздно.
* Группировка запрещена в РФ по решению Верховного суда
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции "Вечерней Москвы".
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции